Академический сборник

Часть 2

Какие документы вызывают у НКО наибольшие трудности при оформлении и являются обязательными при проверке Минюстом?

Для выпускников
«Правовой академии НКО 2.0»
1. Cведения о программах некоммерческой организации, решения об их утверждении и сведения об их реализации
В организации должны быть:
1
Программы, наличие которых предусмотрено законодательством, уставом или решениями органов управления НКО.
Программный документ некоммерческой организации определяет, какие конкретные задачи решаются для достижения уставных целей, каким образом и посредством каких мероприятий/инструментов осуществляется деятельность организации. В частности, к программным документам относятся:
1
благотворительная программа в благотворительных организациях;
2
программа, являющаяся основанием для проведения мероприятий при сборе пожертвований в ящики;
3
программа, оформленная как социальный проект, подтверждающая уставную деятельность НКО (характерные признаки которого: ограниченность во времени, наличие заранее запланированного измеримого результата, направленность на решение социальной проблемы определенной целевой группы). К этой группе относятся программы, направляемые для участия в конкурсах на получение финансовой поддержки (в том числе в Фонд Президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив и иные фонды).
2
Документы об утверждении программы (протокол коллегиального органа управления, решение единственного учредителя, приказ руководителя).
Решение об утверждении программы должно быть принято соответствующим органом управления в рамках его компетенции. Например, благотворительную программу утверждает (в том числе на стадии внесения изменений, дополнений) только высший коллегиальный орган благотворительной организации.
3
Материалы о реализации программ, к которым относятся как отчеты, оформленные в форме единого документа, так и первичная документация и информационные материалы. Например:
информационный содержательный отчет о реализации программы/социального проекта;
ежегодный отчет о деятельности руководителя перед высшим органом некоммерческой организации, в том числе, о реализуемых и завершенных программах, проектах, мероприятиях;
списки участников, анкеты, отзывы, фото, пресс-релизы, полиграфическая продукция и т. п.
В Минюст рекомендуется представить подготовленный в свободной форме документ «Сведения о программах» некоммерческой организации, которые осуществлялись в проверяемый период, с перечнем программ и следующей информацией по каждой программе:
наименование программы;
наименование документа об утверждении программы (протокол/решение/приказ), дата утверждения программы и наименование органа управления, принявшего решение об утверждении программы;
краткое описание программы (например, задачи программы в соответствии с уставными целями, планируемые мероприятия, срок реализации);
краткое описание результатов, в том числе качественных и/или количественных показателей (при наличии измеряемых показателей).
Документ «Сведения о программах» заверить подписью руководителя организации.
2. Сведения о публичных и иных мероприятиях, проведенных некоммерческой организацией (периодичность, форма проведения, место и дата проведения, содержание мероприятий и прочее)
Необходимо учитывать, что под «публичным мероприятием» понимается:
как политическая деятельность в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений (Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»);
так и массовые или открытые для свободного посещения мероприятия, не являющиеся формой политической деятельности и никаким образом не связанные с политической деятельностью (статья 16.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», согласно которой использование ящиков для сбора благотворительных пожертвований возможно на публичных и иных мероприятиях, организуемых исключительно в благотворительных целях).
В организации должны быть документы о публичных и иных мероприятиях, непосредственно организованных и проведенных некоммерческой организацией за проверяемый период, а также документы об участии организации в мероприятиях, организованных другими лицами.

Тематика мероприятий некоммерческой организации должна соответствовать целям, перечисленным в уставе организации. Кроме этого, проведение тех или иных мероприятий должно быть обозначено в уставе как вид деятельности некоммерческой организации. Такими мероприятиями могут быть:
информационно-просветительские мероприятия в форме выставок, экскурсий, семинаров, лекций, конференций, мастер-классов, круглых столов;
культурно-досуговые мероприятия в форме народных гуляний, праздников, карнавалов, фестивалей, смотров, конкурсов, концертов, ярмарок, олимпиад народного творчества, театрализованных представлений;
физкультурные и спортивные мероприятия в форме спартакиад, чемпионатов, турниров, розыгрышей кубков, учебно-тренировочных сборов и др.;
В Минюст рекомендуется представить подготовленный в свободной форме документ «Сведения о публичных и иных мероприятиях, проведенных некоммерческой организацией» за проверяемый период, с перечнем мероприятий и следующей информацией по каждому из них:
периодичность: в случае отсутствия периодичности поставить прочерк;
форма проведения: например, экскурсия, забег, конференция, концерт, спартакиада и т. п.;
место проведения;
дата проведения;
содержание мероприятий: наименование или тема мероприятия; целевая группа/участники и количество участников;
прочее: например, указать наименование программы, в рамках которой проводилось мероприятие; наличие государственной или муниципальной поддержки (организационной, информационной, финансовой).
Документ «Сведения о публичных и иных мероприятиях, проведенных некоммерческой организацией» заверить подписью руководителя организации.
3. Документы, подтверждающие участие в конкурсах на получение отечественных и зарубежных грантов;
У организации должны быть:
объявление о конкурсе/ положение о конкурсе;
в случае, если у какого-либо органа управления организации есть полномочия одобрения участия в конкурсах и подачи заявок, протокол/решение о таком участии;
текст заявки;
информация об итогах конкурса;
договор на получение средств по итогам конкурса.
В Минюст необходимо представить:
копию договора на получение средств по итогам конкурса.
4. Содержательные отчеты по грантам
Организации необходимо проверить название и содержание договора, речь идет исключительно об отчетах по договорам гранта, которые предполагают как содержательный, так и финансовый отчеты.

В Минюст необходимо представить копию содержательного отчета, направленного грантодателю в соответствии с положениями договора о гранте.
5. Информация о пожертвованиях, полученных и направленных некоммерческой организацией юридическим и физическим лицам
Организации необходимо разделить пожертвования на полученные и направленные благополучателям.

Важно:
получать пожертвования можно по договору пожертвования, заключенному с конкретным жертвователем — физическим или юридическим лицом, или на основании публичной оферты, размещенной в открытом доступе, принимая условия которой, физическое/юридическое лицо может передать пожертвование организации;
направлять пожертвования физическим лицам могут лишь те организации, у которых это прямо предусмотрено уставом, или благотворительные;
необходимо иметь установленные и утвержденные (положением, приказом и т. п) критерии, в соответствии с которыми благополучатели имеют право на получение пожертвований, а также документы, подтверждающие, что благополучатели соответствуют критериям;
каждое пожертвование оформляется договором пожертвования, в котором должны быть указаны цели использования полученного пожертвования.
В Минюст необходимо представить информацию в свободной форме, о том каким способом (реестр договоров пожертвования или указание на публикацию оферты) были получены пожертвования и кому (реестр договоров пожертвования) были направлены.
6. Содержательные отчеты об использовании финансовых средств согласно целям, указанным в договорах пожертвований в соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации
Необходимо помнить, что пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (пункт 3 статьи 582 ГК РФ). При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Соответственно, назначение использования имущества должно быть указано в договорах с физическими лицами, а значит, может содержаться пункт про информирование жертвователя об использовании пожертвования по назначению, форма такого информирования может быть произвольной. Информация о целевом расходовании прикладывается к каждому договору.

Пожертвования юридическим лицам, т. е. некоммерческим организациям, могут быть направлены на общеполезные цели как с детализацией, так и без детализации назначения.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Так как договор пожертвования является видом договора дарения, а «при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением» (пункт 1 статьи 572 ГК РФ), то такое встречное обязательство, как представление отчета, представляется избыточным. Однако жертвователь имеет право запросить информацию о целевом использовании пожертвования, чтобы удостовериться в том, что пожертвование было использовано по назначению указанному в договоре.

Информация о подтверждении целевого расходования средств благополучателями, которым было передано пожертвование, должна быть в организации обязательно, чтобы в случае необходимости, представить ее в Минюст.
7. Документы по использованию некоммерческой организацией труда добровольцев, волонтеров
Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в благотворительных целях или в иных общественно полезных целях.

Соответственно, основным документом, регулирующим использование НКО труда добровольцев (волонтеров), является договор между ним и НКО.

Кроме того, необходимо наличие «закрывающих» документов к такому договору, подтверждающих осуществление добровольцем своей деятельности: актов выполнения работ/оказания услуг.

Соответственно, представить в Минюст необходимо следующие документы:
копии договоров с добровольцами (волонтерами);
копии актов выполнения работ/оказания услуг добровольцами (волонтерами).
Для пункта 1 являются обязательным, для пунктов 2 и 3 являются желательными, с точки зрения бухгалтерского учета и делопроизводства
Подобные виды мероприятий в настоящее время для некоммерческих организаций не актуальны, поэтому в случае их организации и оформления рекомендуем обратиться непосредственно к юристу
Данные мероприятия являются формами просветительской детяельности, для осуществления определенных видов которой требуется направление уведомления в Министерство просвещения, рекомендуем обратиться к юристу
Обратите внимание, что зарубежные гранты с 2012 года относятся к иностранным источникам, а с 01 декабря 2022 года зарубежные гранты относятся к иностранному влиянию, в каком бы виде и форме они ни были предоставлены (деньги, участие в стажировках и т. п)
Обратите внимание, что в целях налогообложения в соответствии со статьей 251 Налогового кодекса РФ, грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
  • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, институтами инновационного развития и другими организациями, осуществляющими поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов, а в случае предоставления грантов Президента Российской Федерации - на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента Российской Федерации;
Материалы распространяются по лицензии Creative Commons. Вы можете использовать любые тексты Ассоциации «Юристы за гражданское общество», не спрашивая разрешения. Единственное условие — необходимо указать Ассоциацию в качестве источника и поставить ссылку на наш сайт.
Проект «Правовая академия НКО 2.0» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Почта для связи: academy2.0@lawcs.ru