Глава 2.
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПОПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА
Статья 11.
Публичный сбор денежных средств на формирование целевого капитала и его пополнение
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 134-ФЗ)
1. Некоммерческая организация вправе объявить о публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала или на пополнение сформированного целевого капитала.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 282-ФЗ)

2. Публичный сбор денежных средств осуществляется на основании стандартной формы договора пожертвования, предварительно одобренной советом по использованию целевого капитала и утвержденной высшим органом управления некоммерческой организации.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 134-ФЗ)

3. Наряду с предметом договора в стандартной форме договора пожертвования должны быть указаны:
1) цели, для достижения которых будет использоваться доход от целевого капитала;
2) порядок распоряжения целевым капиталом при его расформировании в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) номер банковского счета некоммерческой организации, на который могут перечисляться пожертвования;
4) адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", используемого некоммерческой организацией для размещения информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 282-ФЗ)

4. При публичном сборе денежных средств жертвователи принимают условия стандартной формы договора пожертвования только путем присоединения к такому договору в целом. Жертвователи - физические лица могут заключать такой договор путем перечисления денежных средств на указанный в стандартной форме договора пожертвования банковский счет.

5. В случае публичного сбора денежных средств некоммерческая организация обязана обеспечить свободный доступ любым заинтересованным лицам к ознакомлению со следующими документами и информацией:
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 134-ФЗ)
1) с уставом некоммерческой организации и документом, подтверждающим факт внесения записи о некоммерческой организации в единый государственный реестр юридических лиц;
2) со сведениями об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа некоммерческой организации;
3) со стандартной формой договора пожертвования, утвержденной высшим органом управления некоммерческой организации;
4) с финансовым планом некоммерческой организации;
5) со сведениями о численном и персональном составе совета по использованию целевого капитала;
6) со сведениями об управляющей компании и аудиторской организации с указанием их наименований, адресов (места нахождения) их постоянно действующих исполнительных органов;
7) с информацией о величине административно-управленческих расходов некоммерческой организации, о доле указанных расходов, финансируемых за счет дохода от целевого капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом;
8) с отчетом о формировании целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала за три последних отчетных года или, если с момента формирования целевого капитала прошло менее трех лет, за каждый завершенный отчетный год с момента его формирования.

5.1. В случае публичного сбора денежных средств на формирование целевого капитала в соответствии с частью 1 настоящей статьи некоммерческая организация обеспечивает свободный доступ к ознакомлению с документами и информацией, указанными в пунктах 4, 6 - 8 части 5 настоящей статьи, после утверждения указанных документов и формирования указанной информации.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 134-ФЗ)

6. Документы и информация, которые предусмотрены частью 5 настоящей статьи, размещаются некоммерческой организацией - собственником целевого капитала на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в следующие сроки:
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 282-ФЗ)
1) при объявлении о публичном сборе денежных средств на пополнение сформированного целевого капитала - одновременно с объявлением о публичном сборе денежных средств;
1.1) при объявлении о публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, - одновременно с объявлением о публичном сборе денежных средств (за исключением документов и информации, указанных в пунктах 4, 6 - 8 части 5 настоящей статьи и размещаемых в соответствии с пунктом 2 настоящей части);
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 134-ФЗ)
2) при утверждении указанных документов или изменений, внесенных в них, либо формировании или изменении указанной информации после объявления о публичном сборе денежных средств - не позднее трех дней после дня утверждения соответствующего документа или после дня формирования или изменения соответствующей информации.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 134-ФЗ)

Некоммерческая организация вправе объявить о публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала или на пополнение уже сформированного.

Некоммерческая организация вправе объявить о публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала или на пополнение уже сформированного.

Комментарий к статье 11
1. Целевой капитал считается сформированным, если в течение одного календарного года или иного срока, установленного высшим органом управления некоммерческой организации, с момента получения первого пожертвования некоммерческая организация получила на формирование целевого капитала не менее трех миллионов рублей и передала эти денежные средства в течение двух месяцев в доверительное управление управляющей компании. Если общая сумма пожертвований, поступивших за указанный срок, не превысила три миллиона рублей, то некоммерческая организация обязана возвратить средства жертвователю, если договором пожертвования не предусмотрено иное.
Целевой капитал некоммерческие организации-собственники целевого капитала должны формировать за счет денежных средств, поступивших на основании договоров пожертвования. Сбор денежных средств на формирование целевого капитала через ящики-копилки законодательством не предусмотрен.
До внесения изменений 2020г. путем публичного сбора денежных средств можно было привлекать имущество только на пополнение сформированного целевого капитала.
В комментируемой части Закона о целевом капитале предусмотрено, что некоммерческая организация вправе объявить о публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала или на пополнение уже сформированного целевого капитала. То есть Законом установлен еще один из способов формирования и пополнения целевого капитала.
До внесения изменений 2020г. путем публичного сбора денежных средств можно было привлекать имущество только на пополнение сформированного целевого капитала.
Таким образом, некоммерческая организация может путем публичного сбора денежных средств формировать целевой капитал, и только после передачи имущества, образующего целевой капитал, в доверительное управление управляющей компании, приступить к публичному сбору денежных средств на пополнение сформированного целевого капитала.

Под публичным сбором денежных средств на формирование или пополнение целевого капитала понимается публичное предложение неограниченному кругу лиц делать пожертвования на формирование (пополнение) целевого капитала на основании разработанной собственником целевого капитала формы договора пожертвования.

В Законе о целевом капитале предусмотрено, что принятие решения о публичном сборе денежных средств как на формирование целевого капитала, так и на его пополнение принимает высший орган управления некоммерческой организации.
2. В комментируемой части предусмотрено, что публичный сбор денежных средств на формирование целевого капитала или пополнение сформированного целевого капитала, должен проводиться некоммерческой организацией-собственником целевого капитала на основании разработанной стандартной формы договора пожертвования. Стандартная форма договора пожертвования при публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала или пополнение сформированного целевого капитала (далее – стандартная форма договора пожертвования) после предварительного ее одобрения советом по использованию целевого капитала должна быть утверждена высшим органом управления некоммерческой организации.
Под публичным сбором средств на формирование целевого капитала или пополнение сформированного целевого капитала понимается публичное предложение, исходящее от некоммерческой организации, адресованное неограниченному кругу лиц, делать пожертвования в целевой капитал на основании разработанной формы договора пожертвования. Значит, Закон о целевом капитале предоставляет некоммерческой организации право формировать целевой капитал путем публичного сбора денежных средств, а также право объявить о наличии у нее сформированного целевого капитала и о необходимости его пополнения любыми физическими или юридическими лицами, желающими выступить жертвователями.
Таким образом, наряду с уже известными источниками формирования и пополнения целевого капитала: договором пожертвования, заключаемым в порядке, установленном в ст. 4 Закона о целевом капитале, завещанием, неиспользованным доходом от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал (ч. 5 ст. 13 Закона), Законом о целевом капитале установлен еще один источник его формирования и пополнения. Это публичный сбор денежных средств. Формировать целевой капитал или пополнять сформированный целевой капитал путем публичного сбора денежных средств имеют право все некоммерческие организации-собственники целевого капитала (п. 4 ст. 2 Закона), включая специализированные организации (п. 5 ст. 2 Закона).

Совет по использованию целевого капитала должен обеспечивать прозрачность публичного сбора денежных средств, а также принятие наиболее важных стратегических решений при формировании целевого капитала или пополнении уже сформированного целевого капитала (ст. 9 Закона).
3. В комментируемой части определены существенные условия стандартной формы договора пожертвования при публичном сборе денежных средств.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В Законе о целевом капитале установлено, что стандартная форма договора пожертвования, кроме предмета договора, должна содержать указание на цели, для достижения которых будет использоваться доход от целевого капитала.

Доход от целевого капитала в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о целевом капитале может использоваться только в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки), охраны окружающей среды, оказания гражданам бесплатной юридической помощи и осуществления их правового просвещения, а также в целях, предусмотренных Законом о благотворительности (подробнее об этом см. комментарий к ч. 1 ст. 3 Закона).
Однако простого указания в договоре пожертвования одной или нескольких сфер деятельности, перечисленных в ст. 3 Закона о целевом капитале, недостаточно. Конкретные цели направлений использования дохода от целевого капитала отражаются в финансовом плане некоммерческой организации, поэтому цели, для достижения которых будет использоваться целевой капитал, должны быть обозначены в договоре пожертвования так, как указаны в финансовом плане.
Кроме того, в договоре должен быть оговорен порядок распоряжения имуществом, составляющим целевой капитал, в том случае, если в соответствии со ст. 14 комментируемого Закона такой целевой капитал будет расформирован.
При публичном сборе денежных средств пожертвования должны поступать на банковский счет организации, следовательно, в договоре пожертвования необходимо указать точные реквизиты банковского счета, на который могут перечисляться пожертвования.
При публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала или пополнение сформированного целевого капитала некоммерческая организация обязана обеспечить доступ любым заинтересованным лицам к ознакомлению с информацией и документами, указанными в ч. 5 комментируемой статьи. Такую информацию в соответствии с комментируемым Законом некоммерческая организация должна размещать на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В договоре с жертвователями необходимо указать адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», где размещается соответствующая информация.

Все иные условия, подлежащие включению в договор и перечисленные в пунктах 1, 2, 3, 4 комментируемой части, направлены на то, чтобы обеспечить жертвователей необходимой информацией, связанной с деятельностью конкретного получателя пожертвования.
Указанные в комментируемой части условия договора пожертвования не являются исчерпывающими и некоммерческая организация вправе включить в него иные условия, соответствующие действующему законодательству. Учитывая положения Закона, представляется целесообразным включить в стандартную форму договора пожертвования, например, условия о сроках и о порядке предоставления жертвователям информации о пополнении целевого капитала, о доходе от доверительного управления таким целевым капиталом, об использовании дохода от такого целевого капитала (ч. 1 ст. 5 Закона) в той части, в которой данный вопрос не урегулирован Законом. Для специализированной организации в таком договоре целесообразно указать её право использовать на административно-управленческие расходы часть суммы пожертвований (не более пяти процентов), поступивших на пополнение целевого капитала (ч. 8.1. ст. 6 Закона).
4. В комментируемой части предусмотрено, что при публичном сборе денежных средств жертвователи принимают условия стандартной формы договора пожертвования только путем присоединения к такому договору в целом. Публичный сбор средств на пополнение целевого капитала несколько отличается от первоначального привлечения средств на формирование целевого капитала. Если при формировании целевого капитала жертвователи могут согласовывать с НКО, например, цели использования дохода от целевого капитала, то при публичном сборе денежных средств жертвователи принимают условия стандартной формы договора пожертвования только путем присоединения к такому договору в целом и не могут менять условия такого договора. Таким образом, договор пожертвования при публичном сборе денежных средств фактически является договором присоединения. Согласно ст. 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Договор пожертвования при публичном сборе денежных средств фактически является договором присоединения.

Договор пожертвования при публичном сборе денежных средств фактически является договором присоединения.

Суть договора присоединения состоит в том, что в формировании условий договора принимает участие лишь одна сторона, а вторая лишь присоединяется к продиктованным условиям, не участвуя в их формировании.

В случае согласия со всеми условиями, изложенными в стандартном договоре пожертвования, жертвователь присоединяется к договору и к их отношениям применяются правила, изложенные в ст. 428 ГК РФ.

Указание в Законе о целевом капитале на стандартную форму договора публичного сбора денежных средств на формирование целевого капитала или пополнение сформированного целевого капитала, а также необходимость его заключения по типу договора присоединения ориентируют стороны на письменную форму договора, что полностью исключает возможность его заключения в устной форме или через различные конклюдентные действия (копилки, ящики для сбора пожертвований и т.д.). Однако для жертвователей- физических лиц, Законом о целевом капитале установлено, что договор с ними считается заключенным с момента перечисления денежных средств на счет получателя пожертвования.
То есть договор пожертвования с физическими лицами может считаться заключенным, если такие лица просто перечислят денежные средства на банковский счет организации, указанный в договоре пожертвования. В том случае, если жертвователем выступает юридическое лицо, он считается заключенным только после подписания жертвователем и собственником целевого капитала составленного в письменной форме договора пожертвования.
5. В комментируемой части установлено, что в случае публичного сбора денежных средств некоммерческая организация обязана обеспечить свободный доступ любым заинтересованным лицам к ознакомлению с информацией о деятельности некоммерческой организации-собственника целевого капитала и о целевом капитале некоммерческой организации.

Соответствующие документы и информация должны размещаться на сайте некоммерческой организации. Доступ к сайту должен быть обеспечен всем жертвователям и иным лицам.
В комментируемой части предусмотрено, что на сайте некоммерческая организация обязана разместить устав, лист внесения записи о некоммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением некоммерческой организации основного государственного регистрационного номера.

Закон обязывает некоммерческую организацию публиковать на своем сайте информацию о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа некоммерческой организации.
На сайте некоммерческой организацией также должна быть размещена или представлена для ознакомления потенциальным жертвователям иным способом стандартная форма договора пожертвования при публичном сборе денежных средств, утвержденная высшим органом управления некоммерческой организации.

При публичном сборе денежных средств некоммерческая организация также обязана обеспечить доступ всех заинтересованных лиц к финансовому плану организации, к сведениям о численности и персональном составе совета по использованию целевого капитала.
Финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются поступление и использование денежных средств. Финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. При этом финансовый план может принимать любые формы - бюджет, смета, баланс. В финансовом плане некоммерческой организации раскрываются объем, состав и структура финансовых ресурсов на определенный период времени. Сумма пожертвований, которую необходимо привлечь путем публичного сбора , должна быть определена заранее в финансовом плане некоммерческой организации.
Образцы финансовых планов размещены на сайте Ассоциации: https://lawcs.ru/materialy-dlya-nko/tselevoy-kapital/
Доходная часть финансового плана – это все возможные источники поступления данной организации, включая доходы, от приносящей доходы деятельности (неспециализированных НКО-собственников целевого капитала), имеющиеся в наличии или предполагаемые.

Кроме того, некоммерческая организация обязана обеспечить свободный доступ любым заинтересованным лицам к ознакомлению со сведениями об управляющей компании и аудиторской организации с указанием их наименований, адресов (места нахождения) их постоянно действующих исполнительных органов.
Управляющей компанией по управлению целевым капиталом согласно Закону о целевом капитале могут быть только созданные в соответствии с законодательством РФ акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, и имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (ст. 2 Закона).

НКО-собственники целевого капитала, за исключением фондов, обязаны проводить ежегодный аудит бухгалтерской отчетности, связанной с формированием, пополнением и использованием целевого капитала, в случаях, если балансовая стоимость их имущества, составляющего целевой капитал, на конец отчетного года превышает 20 млн. рублей. Фонды-собственники целевого капитала обязаны проводить ежегодный обязательный аудит всей бухгалтерской отчетности, а не только в части, связанной с формированием, пополнением и использованием целевого капитала.
Специализированная организация должна проводить обязательный ежегодный аудит в случае, когда балансовая стоимость ее имущества, составляющего целевой капитал, на конец отчетного года превышает 20 млн. рублей.

Некоммерческие организации, не являющиеся собственниками целевого капитала, но получающие доход от целевого капитала, подлежат ежегодному аудиту в части использования дохода от целевого капитала, если размер их финансирования за счет дохода от целевого капитала, полученного от специализированных организаций управления целевым капиталом, в течение отчетного года составляет более 5 млн. рублей.

Для обеспечения прозрачности использования пожертвований специализированные организации обязаны информировать потенциальных жертвователей о величине своих административно-управленческих расходов, а также о доле указанных расходов, финансируемых за счет дохода от целевого капитала.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 комментируемого Закона специализированная организация вправе использовать на административно-управленческие расходы, связанные с формированием целевого капитала, не более 15% суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 10% суммы дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год. Исчерпывающий перечень административно-управленческих расходов установлен в ч. 3 ст. 3 Закона (подробнее об этом см. комментарий к ч. 3 ст. 3 Закона о целевом капитале).

Годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, ежегодно подготавливаемый и утверждаемый до 15 июня года, следующего за отчетным годом, некоммерческая организация-собственник целевого капитала должна публиковать на своем сайте за три последних отчетных года. В случае если с момента формирования целевого капитала прошло менее трех лет, то за каждый завершенный отчетный год с момента его формирования (п. 8 комментируемой части).
5.1. В комментируемой части предусмотрено, что в случае публичного сбора денежных средств на формирование целевого капитала в соответствии с частью 1 комментируемой статьи некоммерческая организация должна обеспечить свободный доступ к ознакомлению с документами и информацией, указанной в пунктах 4,6 – 8 части 5 комментируемой статьи, а именно, с финансовым планом некоммерческой организации, годовым отчетом о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, суммами административно-управленческих расходов специализированной организации и о доле указанных расходов, финансируемых за счет дохода от целевого капитала, после их утверждения, а также со сведениями об управляющей компании и аудиторской организации с указанием их наименований, адресов (места нахождения) их постоянно действующих исполнительных органов.

Годовой отчет некоммерческая организация — собственник целевого капитала должна публиковать на своем сайте за три последних отчетных года.

Годовой отчет некоммерческая организация — собственник целевого капитала должна публиковать на своем сайте за три последних отчетных года.

6. В комментируемой части установлено, что документы и информация, перечисленные в ч. 5 комментируемой статьи, должны обязательно размещаться некоммерческой организацией-собственником целевого капитала, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в строго определенные сроки.

В пункте 1 комментируемой части установлено, что пакет документов, значимый для потенциальных жертвователей при публичном сборе денежных средств на пополнение целевого капитала, должен быть размещен некоммерческой организацией в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» одновременно с объявлением о публичном сборе денежных средств.

В пункте 1.1 комментируемой части установлено, что документальный пакет, значимый для потенциальных жертвователей при публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала, должен быть размещен некоммерческой организацией в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» одновременно с объявлением о публичном сборе денежных средств за исключением документов и информации, указанных в пунктах 4, 6 - 8 части 5 рассматриваемой статьи и размещаемых в соответствии с пунктом 2 рассматриваемой статьи.
К таким документам в частности относятся: финансовый план, годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, информация о величине административно-управленческих расходов специализированной организации и о доле указанных расходов, финансируемых за счет дохода от целевого капитала, сведения об управляющей компании и аудиторской организации с указанием их наименований, адресов (места нахождения) их постоянно действующих исполнительных органов.

В случае внесения изменений в этот пакет уже после объявления о публичном сборе денежных средств информация должна быть размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение трех дней после дня утверждения соответствующего документа или после дня изменения соответствующей информации (п. 2 комментируемой части).