Глава 2.
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПОПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА
Статья 6.
Требования, предъявляемые к некоммерческим организациям - собственникам целевого капитала
1. Некоммерческая организация, формирующая целевой капитал, обязана создать совет по использованию целевого капитала. До утверждения высшим органом управления некоммерческой организации численного и персонального состава совета по использованию целевого капитала некоммерческая организация не вправе передавать денежные средства в доверительное управление.

2. Некоммерческая организация - собственник целевого капитала, за исключением специализированной организации, вправе осуществлять только определенные Правительством Российской Федерации виды платной деятельности.

3. Специализированная организация вправе осуществлять деятельность, связанную исключительно с формированием и пополнением целевого капитала, использованием дохода от целевого капитала, распределением такого дохода в пользу иных получателей дохода от целевого капитала, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Источниками формирования имущества специализированной организации могут являться имущество, полученное на формирование и пополнение целевого капитала, доход от целевого капитала, регулярные и единовременные поступления от учредителей специализированной организации, добровольные имущественные взносы, а также имущество, полученное по договорам пожертвования или в порядке наследования на цели, не связанные с формированием целевого капитала, и иные не запрещенные федеральными законами поступления.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 328-ФЗ)

4. Некоммерческая организация вправе сформировать несколько целевых капиталов на основании отдельных договоров пожертвования, завещаний, а также в случае, если договором пожертвования, завещанием определены различные цели формирования целевого капитала.

5. Некоммерческая организация обязана вести обособленный бухгалтерский учет всех операций, связанных с получением имущества на формирование и пополнение целевого капитала, передачей имущества, составляющего целевой капитал, в доверительное управление управляющей компании, с использованием дохода от целевого капитала, распределением такого дохода в пользу иных получателей дохода от целевого капитала.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 328-ФЗ)

5.1. Для осуществления расчетов, связанных с получением денежных средств на формирование и пополнение целевого капитала, их передачей в доверительное управление управляющей компании, использованием дохода от целевого капитала, распределением такого дохода в пользу иных получателей дохода от целевого капитала, некоммерческая организация открывает отдельный банковский счет. Для учета прав на ценные бумаги, переданные на пополнение целевого капитала, до их передачи в доверительное управление, а также для учета прав на ценные бумаги, входящие в состав целевого капитала, при возврате имущества управляющей компанией некоммерческая организация открывает отдельные лицевые счета в реестре владельцев ценных бумаг или отдельные счета депо в депозитарии, осуществляющем учет прав на такие ценные бумаги, с указанием индивидуального обозначения, идентифицирующего целевой капитал.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 328-ФЗ)

6. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, связанная с формированием и пополнением целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей.
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 328-ФЗ, от 31.07.2020 N 282-ФЗ)

7. Некоммерческая организация, сформировавшая несколько целевых капиталов, обязана вести бухгалтерский учет всех операций, связанных с получением имущества на формирование и (или) пополнение целевых капиталов, передачей имущества, составляющего целевые капиталы, в доверительное управление управляющей компании или управляющим компаниям, использованием, распределением доходов от целевых капиталов, в отношении каждого целевого капитала раздельно.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 328-ФЗ)

8. Некоммерческая организация не вправе пользоваться и распоряжаться имуществом, полученным по договору пожертвования или по завещанию на формирование или пополнение целевого капитала либо возвращенным управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом, до его передачи в доверительное управление управляющей компании, за исключением размещения денежных средств на депозитных счетах в кредитных организациях, возврата пожертвований жертвователям в соответствии с частью 12 настоящей статьи, использования части поступающих пожертвований в соответствии с частями 8.1 и 8.2 настоящей статьи.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 328-ФЗ)

8.1. Специализированная организация вправе использовать на административно-управленческие расходы, указанные в части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, не более пяти процентов суммы пожертвований, поступивших на формирование и (или) пополнение целевого капитала, если это предусмотрено договором пожертвования.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 328-ФЗ)

8.2. Не являющаяся специализированной организацией некоммерческая организация - собственник целевого капитала вправе использовать по назначению и на цели использования дохода от целевого капитала, которые определены жертвователем, или, если договором пожертвования не определены конкретные назначение и (или) цели использования дохода от целевого капитала, по назначению и на цели, которые определены советом по использованию целевого капитала, не более пяти процентов суммы пожертвований, поступивших на формирование и (или) пополнение целевого капитала, если это предусмотрено договором пожертвования.
(часть 8.2 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 328-ФЗ)

9. В течение двух месяцев со дня, когда сумма полученных некоммерческой организацией денежных средств на формирование целевого капитала составит 3 миллиона рублей, некоммерческая организация обязана передать денежные средства в доверительное управление управляющей компании. Со дня передачи таких денежных средств в доверительное управление управляющей компании целевой капитал считается сформированным.

9.1. Некоммерческая организация вправе передать денежные средства, полученные на формирование одного целевого капитала, в доверительное управление только одной управляющей компании. Некоммерческая организация, сформировавшая несколько целевых капиталов, вправе передать их в доверительное управление управляющей компании или управляющим компаниям.
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 328-ФЗ)

10. Если после передачи денежных средств в доверительное управление управляющей компании в пользу некоммерческой организации будут сделаны дополнительные пожертвования в виде денежных средств на формирование целевого капитала или на пополнение сформированного целевого капитала, такие денежные средства некоммерческая организация обязана передать в доверительное управление управляющей компании в течение 30 дней со дня их получения. При получении ценных бумаг, недвижимого имущества на пополнение целевого капитала в соответствии с частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона некоммерческая организация обязана передать это имущество в доверительное управление управляющей компании в течение 30 дней со дня перехода к такой некоммерческой организации права собственности на это имущество.
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 328-ФЗ)

11. Минимальный срок, на который формируется целевой капитал, составляет 10 лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. Если по истечении одного года со дня поступления на банковский счет некоммерческой организации первого пожертвования на формирование целевого капитала общая сумма поступивших пожертвований не превышает 3 миллиона рублей, либо если в течение этого срока не создан совет по использованию целевого капитала, либо если до истечения этого срока не принято решение о продлении срока сбора пожертвований на формирование целевого капитала при условии, что сумма пожертвований превышает 1,5 миллиона рублей, некоммерческая организация не вправе передавать указанные пожертвования в доверительное управление. В этом случае целевой капитал не формируется и некоммерческая организация до окончания финансового года, в котором истек срок формирования целевого капитала, обязана возвратить поступившие денежные средства жертвователю, если договором пожертвования не предусмотрено использование этих средств в иных целях или если денежные средства получены некоммерческой организацией в порядке наследования.
(часть 12 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 282-ФЗ)

13. Некоммерческая организация обязана предоставить жертвователю, его наследникам или иным правопреемникам информацию, предусмотренную частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в сроки и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и договором пожертвования.
(часть 13 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 328-ФЗ)(часть 1 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 328-ФЗ)

Целевой капитал формируется и пополняется за счет денежных средств в валюте РФ либо иностранной валюте на основании договоров пожертвования или завещаний

Целевой капитал формируется и пополняется за счет денежных средств в валюте РФ либо иностранной валюте на основании договоров пожертвования или завещаний

Комментарий к статье 6
1. Закон о целевом капитале предоставил право некоммерческим организациям-собственникам целевого капитала осуществлять деятельность по реализации собственных инвестиционных проектов, которые позволят им в будущем получать доходы для использования в сферах деятельности, предусмотренных ч. 1 ст. 3 указанного Закона. Для осуществления такой деятельности требуется принятие соответствующих управленческих решений.
Комментируемая часть Закона о целевом капитале обязывает некоммерческие организации для реализации полномочий по формированию целевого капитала, его пополнению и использованию дохода, получаемого от целевого капитала, создать совет по управлению целевым капиталом. Закон не отменяет структуру органов управления указанных некоммерческих организаций, установленную гражданским законодательством и их уставом, а обязывает их создать дополнительный представительный орган управления в виде – совета по использованию целевого капитала. Полномочия совета и порядок его формирования определены в ст. 9 Закона о целевом капитале.
Создание совета по использованию целевого капитала является одним из обязательных установленных Законом условий для передачи денежных средств, полученных на формирование целевого капитала, в доверительное управление управляющей компании. До утверждения высшим органом управления НКО численного и персонального состава совета по использованию целевого капитала некоммерческая организация не вправе передать денежные средства в доверительное управление.
2. Некоммерческая организация - собственник целевого капитала, не являющаяся специализированной организацией, вправе осуществлять только те виды платной деятельности, которые определены Правительством Российской Федерации. Эти виды деятельности определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.09.2007 N 1227-р «О перечне видов платной деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческая организация - собственник целевого капитала» (далее - Распоряжение), перечень их является исчерпывающим и согласуется со ст. 3 Закона о целевом капитале.

Cоздание совета по использованию целевого капитала — обязательное условие для передачи денежных средств целевого капитала в доверительное управление управляющей компании.

Cоздание совета по использованию целевого капитала — обязательное условие для передачи денежных средств целевого капитала в доверительное управление управляющей компании.

К таким видам деятельности относятся, в частности, издательская деятельность (за исключением рекламной), научно-исследовательская и образовательная деятельность, покупка и продажа собственных нежилых помещений и земельных участков, сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества, производство медикаментов, деятельность больничных и санаторно-курортных учреждений, предоставление социальных услуг, театрально-концертная деятельность, деятельность библиотек, музеев, ботанических садов, зоопарков и заповедников, спортивных объектов и деятельность в области спорта (за исключением сферы профессионального спорта).

Таким образом, правоспособность некоммерческой организации, формирующей целевой капитал, заметно ограничена. Правоспособность юридического лица, то есть способность иметь гражданские права для осуществления своей деятельности и нести связанные с этой деятельностью обязанности, регламентируется ст. 49 ГК РФ. По общему правилу, коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей (универсальной) правоспособностью и могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Некоммерческие организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, так как они могут осуществлять только деятельность, соответствующую целям, ради которых они созданы. Некоммерческая организация может, в том числе, осуществлять приносящую доход деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в уставе организации (п. 4 ст. 50 ГК РФ, п.п.1,2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
Перечень видов деятельности некоммерческой организации, в том числе приносящих доход, определяются в уставе организации ее учредителями, а в дальнейшем - высшим органом управления некоммерческой организации. Этот перечень определяется ими самостоятельно в рамках довольно широкого спектра деятельности, регламентируемого законодательством о некоммерческих организациях.

Но в случае принятия решения о формировании целевого капитала некоммерческой организации-собственнику целевого капитала потребуется проанализировать свою приносящую доход деятельность, и при необходимости скорректировать ее в пределах утвержденного Правительством РФ перечня разрешаемых видов платной деятельности. Соответствующие изменения вносятся в устав некоммерческой организации с последующей государственной регистрацией. Кроме этого, в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) должны быть отражены коды ОКВЭД некоммерческой организации, соответствующие видам деятельности, указанным в ее уставе. В 2014 году Приказом Росстандарта были внесены изменения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. К сожалению, они не коснулись Распоряжения, в которое с 2007 года не вносились изменения.
«ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст
3. В комментируемой части определены предмет деятельности и источники формирования имущества специализированной организации управления целевым капиталом, которая может создаваться только в организационно-правовой форме «фонд». К фонду управления целевым капиталом применимы нормы ГК РФ о фондах (ст. 123.17 – 123.20 ГК РФ) и Закона о некоммерческих организациях, но с учетом специальных норм Закона о целевом капитале, которым установлены цели деятельности, режим и порядок имущественной обособленности, органы управления, основания для реорганизации и ликвидации специализированной организации.

Специализированная организация создается исключительно для формирования и управления целевым капиталом в интересах и в пользу одной или нескольких некоммерческих организаций-получателей дохода от целевого капитала. Основной и единственной целью специализированной организации является сбор средств целевого капитала, их передача в управляющую компанию и распределение полученного дохода. Иных целей специализированная организация не имеет. Поэтому в уставе такой организации могут быть предусмотрены только виды деятельности, связанные с формированием целевого капитала, пополнением целевого капитала, использованием дохода от целевого капитала, распределением дохода в пользу иных получателей дохода от целевого капитала. Таким образом, специализированная организация управления целевым капиталом имеет исключительную правоспособность (особый вид специальной правоспособности) и не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью.
Кроме того, в комментируемой части указаны источники формирования имущества специализированной организации. Из указанных в части источников источниками формирования и пополнения целевого капитала специализированных организаций по управлению целевым капиталом могут быть:
  • 1
    денежные средства, полученные на формирование целевого капитала на основании договоров пожертвования и завещаний;
  • 2
    денежные средства, ценные бумаги и недвижимое имущество, полученные на пополнение целевого капитала;
  • 3
    доход, полученный от использования целевого капитала;
  • 4
    добровольный имущественный взнос учредителей при создании.
  • 1
    денежные средства, полученные на формирование целевого капитала на основании договоров пожертвования и завещаний;
  • 2
    денежные средства, ценные бумаги и недвижимое имущество, полученные на пополнение целевого капитала;
  • 3
    доход, полученный от использования целевого капитала;
  • 4
    добровольный имущественный взнос учредителей при создании.
Что касается указанных в комментируемой части имущества, полученного по договорам пожертвования и в порядке наследования на цели, не связанные с формированием целевого капитала, регулярных поступлений от учредителей, и иных, не запрещенных федеральными законами поступлений, то такие поступления не являются источниками формирования и пополнения целевого капитала специализированных организаций управления целевым капиталом, поскольку такие организации не вправе осуществлять иные виды деятельности.

Специализированная организация не вправе осуществлять какую-либо иную деятельность, кроме деятельности, связанной с формированием (пополнением) целевого капитала и распределением дохода от целевого капитала. Однако вопреки установленному запрету Закон разрешает такой организации часть суммы пожертвований, поступивших на формирование или пополнение целевого капитала, направлять на покрытие административно-управленческих расходов (см. комментарий к ч. 8.1 комментируемой статьи).
4. Комментируемой частью некоммерческой организации-собственнику целевого капитала, включая специализированную организацию, предоставляется право формировать несколько целевых капиталов. Формировать не один, а несколько целевых капиталов НКО разрешается на основании отдельных договоров пожертвования и завещания. Несколько целевых капиталов могут быть сформированы также в случае, если жертвователи в договорах определили различные цели формирования целевого капитала (например, направление дохода от целевого капитала на цели деятельности конкретной некоммерческой организации или любых некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в одной из сфер, определенных в ч. 1 ст. 3 Закона о целевом капитале). При принятии решения о формировании нескольких целевых капиталов, некоммерческая организация обязана вести раздельно бухгалтерский учет по каждому целевому капиталу.
5. Комментируемая часть обязывает некоммерческие организации вести обособленный бухгалтерский учет всех операций, связанных с:
  • 1
    получением имущества на формирование и пополнение целевого капитала;
  • 2
    передачей имущества, составляющего целевой капитал, в доверительное управление управляющей компании;
  • 3
    использованием дохода от целевого капитала;
  • 4
    распределением дохода специализированной организацией в пользу иных получателей дохода от целевого капитала.
  • 1
    получением имущества на формирование и пополнение целевого капитала;
  • 2
    передачей имущества, составляющего целевой капитал, в доверительное управление управляющей компании;
  • 3
    использованием дохода от целевого капитала;
  • 4
    распределением дохода специализированной организацией в пользу иных получателей дохода от целевого капитала.
Объектами бухгалтерского учета некоммерческой организации в рамках реализации Закона о целевом капитале являются:
  • 1
    имущественные активы, полученные НКО от жертвователей на формирование и пополнение целевого капитала;
  • 2
    обязательства, возникшие в отношении этих активов (по поводу банковского счета, депозитарных услуг, договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал);
  • 3
    доходы, полученные от целевого капитала и доверительного управления целевым капиталом;
  • 4
    расходы, понесенные НКО на формирование целевого капитала до и после передачи его в доверительное управление.
  • 1
    имущественные активы, полученные НКО от жертвователей на формирование и пополнение целевого капитала;
  • 2
    обязательства, возникшие в отношении этих активов (по поводу банковского счета, депозитарных услуг, договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал);
  • 3
    доходы, полученные от целевого капитала и доверительного управления целевым капиталом;
  • 4
    расходы, понесенные НКО на формирование целевого капитала до и после передачи его в доверительное управление.
5.1. В комментируемой части установлено, что для осуществления расчетов, связанных с получением денежных средств на формирование и пополнение целевого капитала, последующей их передачей в доверительное управление управляющей компании, использованием дохода от целевого капитала, распределением такого дохода в пользу иных получателей дохода от целевого капитала, некоммерческой организацией должен открываться отдельный банковский счет. Открытие такого счета дает возможность некоммерческой организации средства целевого капитала учитывать отдельно от иных средств.

На пополнение целевого капитала жертвователь может передавать ценные бумаги, вследствие чего происходит перемена их первоначального владельца (ч. 3 ст. 4 Закона). В целях документального подтверждения прав некоммерческой организации как законного приобретателя Законом о целевом капитале некоммерческой организации предписано использовать услуги регистратора - профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, с открытием лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг или отдельного счета депо в депозитарии.
6. Комментируемой частью регламентируется вопрос обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, деятельность которой связана с формированием, пополнением, использованием целевого капитала и распределением дохода от целевого капитала.

Основания и порядок проведения обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности). Статьей 5 указанного закона определены конкретные случаи обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. Этот перечень является открытым с указанием на возможность установления федеральными законами иных случаев проведения обязательного аудита.

Комментируемая часть Закона о целевом капитале является как раз той правовой нормой, которая устанавливает «иной случай» обязательного аудита. Некоммерческая организация - собственник целевого капитала, созданная в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации, общественной организации, или религиозной организации, должна проводить ежегодный обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, связанной с формированием и пополнением целевого капитала, использованием и распределением дохода от целевого капитала, в случае, если балансовая стоимость их имущества, составляющего целевой капитал, на конец отчетного года превышает 20 млн. рублей. Иначе регулируется вопрос в отношении некоммерческой организации - собственника целевого капитала, созданного в организационно-правовой форме фонда или общественного фонда. Дело в том, что Закон об аудиторской деятельности обязывает все фонды (за исключением фондов, прямо указанных в п. 3 ч. 1 ст. 5) проводить обязательный ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это положение распространяется и на фонды-собственники целевого капитала. Следует отметить, что фонды-собственники целевого капитала в силу статьи 5 Закона об аудиторской деятельности должны проводить ежегодный обязательной аудит всей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а не только в части бухгалтерской (финансовой) отчетности, связанной с формированием, пополнением целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала.

На пополнение целевого капитала жертвователь может передавать в том числе и ценные бумаги.

На пополнение целевого капитала жертвователь может передавать в том числе и ценные бумаги.

Неоднозначно на практике решается вопрос об обязательном аудите фондов управления целевым капиталом, являющихся специализированными организациями.

С одной стороны, комментируемой части установлены особые условия для проведения обязательного аудита некоммерческой организации, связанной с формированием и управлением целевым капиталом: аудит проводится только в случае, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей. Из этого не редко на практике делается вывод о том, что фонды управления целевым капиталом, которые создаются только для формирования и использования целевого капитала, распределения дохода от целевого капитала, - вправе проводить ежегодный обязательный аудит лишь в случае, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, такой организации превышает на конец отчетного года 20 млн. рублей.

С другой стороны, Закон об аудиторской деятельности содержит общее требование об обязательном аудите организаций, созданных в организационно-правовой «фонд». Как уже отмечалось, исключения из общего правила прямо перечислены в п.3 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности. Ни фондов-собственников целевого капитала, ни специализированных фондов управления целевым капиталом в этом перечне исключений нет.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 840046-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В пояснительной записке к законопроекту отмечается наличие правовой коллизии между Законом о целевом капитале и Законом об аудиторской деятельности, который требует проведения обязательного аудита для всех фондов вне зависимости от годового оборота средств и баланса. Законопроектом предлагается устранить имеющуюся правовую коллизию и закрепить в Законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для фондов, не являющихся специализированными, если сумма стоимости имущества и объема денежных средств, поступивших в фонд в течение года, предшествовавшего отчетному, превышает три миллиона рублей». Следовательно, специализированная организация управления целевым капиталом, являющаяся фондом, обязана проводить аудит лишь в случае, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. рублей.
На дату подготовки комментария законопроект рассмотрен в первом чтении: https://sozd.duma.gov.ru/bill/840046-7
7. При формировании нескольких целевых капиталов некоммерческая организация обязана вести бухгалтерский учет всех операций, связанных с получением имущества на формирование и (или) пополнение целевых капиталов, передачей имущества, составляющего целевой капитал, в доверительное управление управляющей компании или управляющим компаниям, использованием и распределением доходов от целевого капитала раздельно по каждому целевому капиталу. Это позволит получать достоверную информацию о состоянии и движении конкретного целевого капитала.
8. Имущество, предназначенное на формирование и пополнение целевого капитала, поступающее от жертвователей, становится собственностью некоммерческой организации и составляет часть имущества организации (п. 1 ст. 2 Закона). Такое имущество в соответствии с Законом о целевом капитале создается некоммерческой организацией в целях получения дохода в будущем и подлежит обособленному бухгалтерскому учету от иных ее активов (подробнее об этом см. ч. 5 комментируемой статьи).

Некоммерческая организация - собственник целевого капитала не вправе пользоваться и каким-либо образом распоряжаться имуществом, полученным по договору пожертвования или по завещанию на формирование (пополнение) целевого капитала либо возвращенным управляющей компанией в связи с прекращением действия доверительного управления имуществом, до его передачи в доверительное управление управляющей компании, за исключением:
  • 1
    размещения денежных средств на депозитных счетах в кредитных организациях;
  • 2
    возврата пожертвований жертвователям в соответствии с ч. 12 комментируемой статьи;
  • 3
    использования части поступивших пожертвований в соответствии с частями 8.1 и 8.2 комментируемой статьи.
  • 1
    размещения денежных средств на депозитных счетах в кредитных организациях;
  • 2
    возврата пожертвований жертвователям в соответствии с ч. 12 комментируемой статьи;
  • 3
    использования части поступивших пожертвований в соответствии с частями 8.1 и 8.2 комментируемой статьи.
Таким образом, из общего правила о запрете некоммерческой организации пользоваться и распоряжаться имуществом, полученным на формирование целевого капитала, есть исключения.

Некоммерческие организации вправе размещать денежные средства, полученные на формирование целевого капитала, на депозитных счетах в кредитных организациях в целях получения доходов в виде процентов, которые впоследствии должны быть направлены на формирование (пополнение) целевого капитала (ч. 8 ст. 4 Закона). С открытого депозитного счета некоммерческая организация не вправе перечислять находящиеся на нем денежные средства другим лицам.

Некоммерческая организация вправе распорядиться денежными средствами, полученными на формирование целевого капитала, до их передачи в доверительное управление и в том случае, если в течение одного года со дня поступления на банковский счет некоммерческой организации первого пожертвования или иного срока, определенного высшим органом управления, на формирование целевого капитала, целевой капитал не будет сформирован. Порядок использования денежных средств в этом случае регламентируется ч. 12 комментируемой статьи.

Кроме того, некоммерческим организациям разрешено в ограниченных пределах, предусмотренных частями 8.1 и 8.2 комментируемой статьи, использовать часть имущества на текущие расходы.
Первоначальная редакция законопроекта предусматривала, что срок для сбора пожертвований на формирование целевого капитала мог быть увеличен на 6 месяцев. В Федеральном законе от 31.07.2020 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» продление срока сбора денежных средств на формирование целевого капитала не ограничено. Представляется целесообразным продлевать срок сбора пожертвований на формирование целевого капитала не более, чем на 12 месяцев.
8.1. Комментируемой частью установлены условия ограниченного использования имущества, предназначенного для целевого капитала, на собственные нужды фонда управления целевым капиталом. По общему правилу некоммерческая организация не вправе пользоваться и распоряжаться. пожертвованиями, полученными на формирование и пополнение целевого капитала. Частью 8.1 комментируемой статьи предусмотрено, что специализированные организации праве использовать на административно-управленческие расходы не более 5% суммы пожертвований, поступивших на формирование или пополнение целевого капитала, если это предусмотрено договором пожертвования.
8.2. Некоммерческой организации-собственнику целевого капитала, не являющейся специализированной организацией, запрещено использовать пожертвования, поступившие на формирование или пополнение целевого капитала, на иные цели, так как Закон о целевых капиталах обязывает использовать их строго по назначению. Однако в комментируемой части установлено правило, допускающее использование части средств, поступивших на формирование и (или) пополнение целевого капитала, на иные цели.
Право на использование части средств целевого капитала может быть реализовано с соблюдением следующих ограничений:
  • 1
    возможность использования части пожертвований на уставную деятельность некоммерческой организации должна быть предусмотрена договором пожертвования;
  • 2
    направления использования средств должны быть аналогичны направлениям использования дохода от целевого капитала, предусмотренным в ч. 1 ст. 3 Закона о целевом капитале;
  • 3
    конкретное назначение использования средств может быть определено договором пожертвования, а если не определено, то должно быть определено советом по использованию целевого капитала (ст. 9 Закона);
  • 4
    максимальный предел средств, подлежащих использованию, - не более пяти процентов суммы пожертвований, поступивших на формирование и (или) пополнение целевого капитала, если это предусмотрено договором пожертвования.
  • 1
    возможность использования части пожертвований на уставную деятельность некоммерческой организации должна быть предусмотрена договором пожертвования;
  • 2
    направления использования средств должны быть аналогичны направлениям использования дохода от целевого капитала, предусмотренным в ч. 1 ст. 3 Закона о целевом капитале;
  • 3
    конкретное назначение использования средств может быть определено договором пожертвования, а если не определено, то должно быть определено советом по использованию целевого капитала (ст. 9 Закона);
  • 4
    максимальный предел средств, подлежащих использованию, - не более пяти процентов суммы пожертвований, поступивших на формирование и (или) пополнение целевого капитала, если это предусмотрено договором пожертвования.

Возможность использования части пожертвований на уставную деятельность некоммерческой организации должна быть предусмотрена договором пожертвования.

Возможность использования части пожертвований на уставную деятельность некоммерческой организации должна быть предусмотрена договором пожертвования.

9. В течение двух месяцев со дня, когда сумма поступления денежных средств на формирование целевого капитала составит 3 млн. руб., некоммерческая организация обязана передать денежные средства в доверительное управление управляющей компании, которую определит высший орган управления НКО (ст. 8 Закона). Целевой капитал считается сформированным со дня передачи таких денежных средств управляющей компании в доверительное управление.
9.1. В комментируемой части предусматривается, что некоммерческая организация вправе передать денежные средства, полученные на формирование одного целевого капитала, только одной управляющей компании. При формировании нескольких целевых капиталов некоммерческая организация имеет право выбора и может самостоятельно решить вопрос о передаче их в управление одной управляющей компании или различных управляющих компаний. Передача НКО нескольких целевых капиталов одной управляющей компании не освобождает организации от обязанности ведения обособленного бухгалтерского учета по каждому из целевых капиталов.
10. Некоммерческая организация после формирования целевого капитала и передачи его в доверительное управление, вправе продолжать сбор пожертвований на его пополнение. Пополнять сформированный целевой капитал некоммерческая организация имеет право, в том числе, путем объявления публичного сбора денежных средств (ст. 11 Закона). Целевой капитал может быть пополнен за счет денежных средств, ценных бумаг, недвижимого имущества, а при публичном сборе - только за счет денежных средств. Денежные средства, полученные на пополнение уже сформированного целевого капитала, некоммерческая организация обязана передать в доверительное управление управляющей компании в течение 30 дней с момента их получения, ценные бумаги и недвижимое имущество – в течение 30 дней со дня перехода к некоммерческой организации права собственности на имущество.
11. Закон не устанавливает срок договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а устанавливает минимальный срок, на который формируется целевой капитал. Данный срок не может быть менее 10 лет. При определении срока договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал организации необходимо руководствоваться п. 2 ст. 1016 ГК РФ в соответствии с которым, срок договора доверительного управления имуществом, не может превышать 5 лет. По истечении указанного срока договор будет считаться продленным на тот же срок и на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявит о прекращении договора.
12. Целевой капитал формируется при обязательном соблюдении условий, предусмотренных частью 12 комментируемой статьи.

Во-первых, общая сумма поступивших пожертвований от одного или многих жертвователей на формирование целевого капитала, должна составлять не менее 3 млн. рублей. Моментом передачи целевого капитала в доверительное управление является дата, указанная в договоре доверительного управления.

Во-вторых, срок, в течение которого должны быть аккумулированы денежные средства на формирование целевого капитала - один календарный год или иной срок, установленный высшим органом управления некоммерческой организации, при условии, что сумма собранных пожертвований превышает 1,5 миллиона рублей. Данный срок является реальным лишь в том случае, если некоммерческая организация не только выполнит установленные Законом условия, которые должны предшествовать формированию целевого капитала: внесение изменений в устав, создание совета по использованию целевого капитала, но и проведет определенную работу с жертвователями по сбору денежных средств на формирование целевого капитала.

В-третьих, одним из обязательных условий в процедуре формирования целевого капитала является создание совета по использованию целевого капитала (в специализированной организации - попечительского совета). Если совет не будет создан, то организация не имеет права передать имущество в доверительное управление. Из полномочий совета (ч. 4 ст. 9 Закона) следует, что на этот орган возлагаются функции контроля за использованием средств целевого капитала. Отсюда значимость создания совета для завершения процедуры формирования целевого капитала
Комментируемой частью предусмотрены правовые последствия невыполнения указанных условий. Так, если в течение одного года или иного срока, установленного высшим органом управления некоммерческой организации, со дня поступления на банковский счет некоммерческой организации первого пожертвования на формирование целевого капитала общая сумма поступивших пожертвований не превысит 3 миллионов рублей, или если в течение этого срока не создан совет по использованию целевого капитала, то целевой капитал не формируется. В этом случае некоммерческая организация до окончания финансового года, в котором истек срок формирования целевого капитала, обязана возвратить поступившие денежные средства жертвователю, если договором пожертвования не предусмотрено использование этих средств в иных целях или если денежные средства получены некоммерческой организацией в порядке наследования.

Если в договоре пожертвования о направлении денежных средств на формирования целевого капитала будет предусмотрено, что в случае, если целевой капитал не будет сформирован, некоммерческая организация имеет право направить пожертвование на осуществление иной уставной деятельности, то пожертвование возврату жертвователю не подлежит.
13. Комментируемой частью предусмотрена обязанность некоммерческой организации предоставлять жертвователям, его наследникам и иным правопреемникам информацию, предусмотренную ч. 1 ст. 5 Закона о целевом капитале. Таким образом, праву жертвователей (их наследников и иных правопреемников) на получение определенной информации корреспондирует обязанность некоммерческой организации предоставить такую информацию, а именно: о формировании (пополнении) целевого капитала, в который жертвователем было внесено имущество; о доходе от доверительного управления целевым капиталом; об использовании дохода от такого целевого капитала.

Информирование осуществляется в порядке, установленном Законом о целевом капитале или определяются договором пожертвования (подробнее об этом см. комментарий к ст. 5).