Глава 2.
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПОПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА
Статья 14.
Расформирование целевого капитала
1. Целевой капитал подлежит расформированию в следующих случаях:
1) достижения целей или наступления условий, предусмотренных договором пожертвования, завещанием или в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, решением совета по использованию целевого капитала;
2) истечения срока, на который был сформирован целевой капитал, в соответствии с договором пожертвования, завещанием или в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, решением высшего органа управления некоммерческой организации - собственника целевого капитала;
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 282-ФЗ)
3) принятия решения о реорганизации некоммерческой организации - собственника целевого капитала, если некоммерческие организации, создаваемые в результате реорганизации, не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;
4) принятия решения о ликвидации некоммерческой организации - собственника целевого капитала;
5) если стоимость чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, снизилась по результатам трех следующих подряд завершенных отчетных лет более чем на 30 процентов без учета расходования денежных средств, предусмотренных частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона;
6) если стоимость чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, снизилась по результатам одного отчетного года более чем на 50 процентов без учета расходования денежных средств, предусмотренных частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона;
7) в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

2. Решения, связанные с наступлением обстоятельств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, должны быть приняты в течение одного месяца с момента, когда стало известно о наступлении таких обстоятельств, а в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 настоящей статьи, одновременно с принятием решения о реорганизации или ликвидации некоммерческой организации.

3. Целевой капитал подлежит расформированию по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений некоммерческой организацией - собственником целевого капитала требований настоящего Федерального закона. Требование о расформировании целевого капитала в указанных в настоящей части случаях может быть предъявлено в суд федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации некоммерческих организаций, а также жертвователем, его наследниками или иными правопреемниками.

4. Если договором пожертвования, завещанием или в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, решением совета по использованию целевого капитала не определен порядок распоряжения имуществом, составляющим целевой капитал, в случае его расформирования, то при расформировании целевого капитала высший орган управления некоммерческой организации по согласованию с советом по использованию целевого капитала вправе принять одно из решений:
1) о передаче оставшейся части имущества, составлявшего целевой капитал, другой некоммерческой организации для формирования или пополнения сформированного целевого капитала;
2) об использовании оставшейся части имущества, составлявшего целевой капитал, на цели, определенные договором пожертвования, завещанием или в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, решением совета по использованию целевого капитала, в соответствии с финансовым планом некоммерческой организации.

5. При расформировании целевого капитала в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, решения, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, принимаются судом одновременно с решением о расформировании целевого капитала.

При слиянии, присоединении, разделении НКО нужно предусмотреть, чтобы устав вновь созданной, был разработан с учетом комментируемого Закона.

При слиянии, присоединении, разделении НКО нужно предусмотреть, чтобы устав вновь созданной, был разработан с учетом комментируемого Закона.

Комментарий к статье 14
1. В ч. 1 комментируемой статьи определены случаи, при наступлении которых целевой капитал, сформированный некоммерческой организацией, являющейся одновременно собственником дохода от целевого капитала и получателем дохода от целевого капитала, или специализированной организацией управления целевым капиталом подлежит расформированию.

Расформирование целевого капитала означает ликвидацию этого вида имущественного актива у некоммерческой организации. Основания для расформирования, перечисленные в комментируемой статье и иных статьях Закона о целевом капитале, разнообразны. Так, целевой капитал может быть расформирован в связи с истечением срока, на который он был сформирован.

В соответствии с ч. 11 ст. 6 Закона срок, на который формируется целевой капитал, должен быть не менее 10 лет. Предельный срок, на который формируется целевой капитал, определяется в договоре с жертвователями или устанавливается завещанием. По достижении своего максимального срока целевой капитал некоммерческой организацией также подлежит расформированию.

К числу оснований расформирования целевого капитала относится также достижение целей, ради которых сформирован целевой капитал. Общие цели формирования целевого капитала установлены в ст. 3 Закона о целевом капитале, более конкретизированные цели могут быть установлены в договоре пожертвования или в завещании либо в решении совета по использованию целевого капитала.

Закон обязывает НКО расформировать целевой капитал в том случае, если НКО приняла решение о своей реорганизации, если предполагается, что НКО, которые будут созданы в результате реорганизации, не будут соответствовать требованиям комментируемого Закона.
При слиянии двух некоммерческих организаций, присоединении одной НКО к другой, разделении НКО на две или несколько других НКО, выделении из НКО другой НКО необходимо предусматривать, чтобы устав вновь созданной НКО, которая становится правопреемником целевого капитала, был разработан с учетом положений комментируемого Закона.
При преобразовании, в отличие от иных способов реорганизации, изменяется прежняя организационно-правовая формы организации. Созданный правопреемник может не быть по своей организационно-правовой форме субъектом отношений по формированию целевого капитала. Если при иных формах реорганизации достаточно внесения изменений в устав правопреемника о праве формировать целевой капитал по нормам Закона о целевом капитале, то при преобразовании для сохранения права на формирование целевого капитала нужно сверить организационно-правовую форму правопреемника с организационно-правовыми формами, установленными Законом о целевом капитале. При несоответствии формы некоммерческой организации - правопреемника возможностям создания целевого капитала целевой капитал подлежит расформированию.

То есть при реорганизации НКО в форме преобразования может быть создано юридическое лицо, которое согласно п. 4 ст. 2 комментируемого Закона не может являться собственником целевого капитала.
Целевой капитал подлежит расформированию и в случае ликвидации некоммерческой организации-собственника целевого капитала. Ликвидация субъекта права влечет за собой и ликвидацию такого его актива как целевой капитал. При ликвидации некоммерческой организации-собственника целевого капитала, имущество, составляющее целевой капитал, используется на цели, определенные договором пожертвования или завещанием, а в случаях, если договором пожертвования или завещанием такие цели не определены, - на цели, определенные решением совета по использованию целевого капитала.

Кроме того, предусматривается расформирование целевого капитала при снижении чистых активов целевого капитала, переданного в доверительное управление, сверх параметров, предусмотренных Законом о целевом капитале.
Под стоимостью чистых активов понимается денежная оценка имущества на отчетную дату. Стоимость чистых активов некоммерческой организацией рассчитывается на основании Приказа Федеральной службы финансовых рынков России от 14.06.2007 N 07-67/пз-н «Об утверждении Правил расчета стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал». Согласно указанным Правилам стоимость чистых активов рассчитывается отдельно по каждому переданному в доверительное управление целевому капиталу. При этом стоимость чистых активов рассчитывается как разность стоимости имущества, составляющего целевой капитал, и величины обязательств в составе кредиторской задолженности, подлежащих исполнению за счет указанного имущества.

Случаи снижения чистых активов предусмотрены в ряде норм комментируемого Закона.
Так, если не запрещено договором пожертвования или завещанием и предусмотрено финансовым планом, то до 10% балансовой стоимости имущества, составляющего целевой капитал, за отчетный год можно включать в доход от целевого капитала (ч. 4 ст. 13 Закона).
К числу такого случая также можно отнести установленную законом возможность потери части имущества целевого капитала, переданного в доверительное управление: 50% от его суммы за один год без учета расходования средств либо 30% за три года подряд, также без учета расходования активов за этот период. Речь идет о «потерях» в процессе доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал. Такие потери от имущества целевого капитала в процессе доверительного управления предопределены оборотом капитала в сфере фондового рынка, основанного на значительном риске.

Если указанные границы снижения не соответствуют указанным выше параметрам, то есть стоимость чистых активов снизилась по результатам трех отчетных лет подряд более чем на 30% или одного отчетного года более чем на 50% без учета 10% балансовой стоимости имущества, составляющего целевой капитал, за отчетный год, включенной в доход от целевого капитала (ч. 4 ст. 13 Закона), то сохранять целевой капитал экономически не оправданно и он подлежит расформированию.

Таким образом, согласно действующему законодательству допускается возможность потери части имущества целевого капитала, переданного в доверительное управление. Это либо 50% от его суммы за один год без учета расходования средств, либо 30% за три года подряд, также без учета расходования активов за этот период, после чего целевой капитал расформировывается.
В комментируемой статье указан неполный перечень оснований для расформирования целевого капитала. В ч. 7 комментируемой статьи указано, что целевой капитал может быть расформирован в иных, предусмотренных Законом о целевом капитале случаях.
Так, в ч. 15 ст. 16 Закона о целевом капитале установлено основание для расформирования целевого капитала в случае непринятия решения о продлении имеющегося договора доверительного управления целевым капиталом или незаключения договора с другой управляющей компанией по истечении срока действия прежнего.
Иные случаи, при которых целевой капитал подлежит расформированию, будут рассмотрены в чч. 4 и 5 комментируемой статьи, а также ч. 15 ст. 16.

2. В комментируемой части установлены процедурные правила, связанные с расформированием целевого капитала. В части установлено, что решение о расформировании целевого капитала при наступлении обстоятельств, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, должен принять высший орган управления некоммерческой организации-собственника целевого капитала. При этом установлено, что такое решение должно приниматься в определенные сроки, а именно:
1
в течение одного месяца, когда об этом стало известно, в случае достижения целей, для которых был сформирован целевой капитал;
2
в течение одного месяца в случае истечения срока, на который был сформирован целевой капитал;
3
одновременно с принятием решения о реорганизации некоммерческой организации, являющейся собственником целевого капитала, если правопреемник, создаваемый в результате реорганизации, не соответствует требованиям Закона о целевом капитале;
4
одновременно с принятием решения о ликвидации некоммерческой организации;
5
в течение одного месяца, когда стало известно о снижении стоимости чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал;
6
в течение одного месяца, когда об этом стало известно, во всех иных случаях, когда целевой капитал подлежит расформированию.
1
в течение одного месяца, когда об этом стало известно, в случае достижения целей, для которых был сформирован целевой капитал;
2
в течение одного месяца в случае истечения срока, на который был сформирован целевой капитал;
3
одновременно с принятием решения о реорганизации некоммерческой организации, являющейся собственником целевого капитала, если правопреемник, создаваемый в результате реорганизации, не соответствует требованиям Закона о целевом капитале;
4
одновременно с принятием решения о ликвидации некоммерческой организации;
5
в течение одного месяца, когда стало известно о снижении стоимости чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал;
6
в течение одного месяца, когда об этом стало известно, во всех иных случаях, когда целевой капитал подлежит расформированию.
3. В части предусмотрены случаи неправомерных действий со стороны некоммерческой организации-собственника целевого капитала, при возникновении которых судом может быть принято решение о расформировании целевого капитала.

К числу таких неправомерных действий комментируемым Законом отнесены действия, связанные с неоднократным или грубым нарушением требований Закона о целевом капитале. Право подавать в суд требование о расформировании целевого капитала некоммерческой организации Законом о целевом капитале предоставлено федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации некоммерческих организаций, то есть территориальным органам (управлениям) Минюста России. Кроме указанных органов возбудить в суде иск о расформировании целевого капитала вправе жертвователи, их наследники или иные правопреемники.
Имущественные последствия принятия судебного решения о расформировании целевого капитала согласно ч. 4 комментируемой статьи могут быть выражены в том, что некоммерческую организацию обяжут передать оставшуюся часть имущества, составлявшего целевой капитал, другой некоммерческой организации для формирования или пополнения сформированного целевого капитала или же обяжут использовать на цели, определенные договором пожертвования, завещанием. В числе последствий может быть и возврат имущества жертвователю или его правопреемникам, в случае если ими об этом будут заявлено требование в суде.
При этом, ни Законом, ни процессуальным законодательством РФ не разрешен вопрос о порядке рассмотрения судом требования о расформировании целевого капитала и его подсудности.

Очевидно, что такое требование не может быть рассмотрено арбитражными судами, так как это противоречит положениям законодательства (ст. 1, 27, 28 АПК РФ) о субъектном составе споров, рассматриваемых данными судами – в отношениях по формированию и использованию целевого капитала во всяком случае как минимум одна из сторон является НКО, также это противоречит требованию закона о характере споров, рассматриваемых арбитражными судами, – вопросы, регулируемые Законом, в том числе, в части расформирования целевого капитала, никак не связаны с предпринимательской деятельностью, даже если жертвователем выступает коммерческое юридическое лицо, так как целевой капитал формируется и используется исключительно в некоммерческих целях.
Таким образом, требование о расформировании целевого капитала должно быть рассмотрено федеральными судами общей юрисдикции (районными судами) либо в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с ГПК РФ, либо в порядке административного судопроизводства в соответствии с КАС РФ.
По нашему мнению, в том случае, если требование о расформировании предъявлено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации некоммерческих организаций (Минюст России и его территориальные органы), оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства в соответствии с КАС РФ районным судом по месту нахождения административного ответчика (некоммерческой организации – собственника целевого капитала), так как это требование связано с осуществлением судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к организациям, что согласуется со ст. 1 и 17 КАС РФ. Помимо это, в данном случае может быть применена аналогия закона, предусмотренная ч. 4 ст. 2 КАС РФ, по отношению к норме, указанной в п. 1) ч. 3 ст. 1 КАС РФ, в соответствии с которой в порядке административного судопроизводства подлежат рассмотрению требования компетентных органов власти о ликвидации НКО. Учитывая, что расформирование целевого капитала фактически означает прекращение в определённой части деятельности организации и в ряде случаев сопряжено с ликвидацией самой организации, сформировавшей целевой капитал, такая аналогия является обоснованной.

В том случае, если требование о расформировании целевого капитала предъявлено жертвователем, его наследниками или иными правопреемниками, оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с ГПК РФ районным судом по месту нахождения ответчика (некоммерческой организации – собственника целевого капитала), так как это требование не связано с осуществлением сторонами административных или публичных полномочий и вытекает из гражданских (имущественных) правоотношений.

В договоре пожертвования или завещании важно определять порядок распоряжения имуществом целевого капитала на случай его расформирования.

В договоре пожертвования или завещании важно определять порядок распоряжения имуществом целевого капитала на случай его расформирования.

Такая позиция согласуется с п. 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», согласно которому в случаях, когда ликвидация НКО обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности и осуществляется по заявлению лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам ГПК РФ. Помимо этого, в данном случае также может быть применена аналогия закона, предусмотренная ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, по отношению к норме, указанной в п. 8) ч. 1 ст. 22 ГПК РФ в соответствии с которой суды рассматривают и разрешают в порядке, предусмотренном ГПК РФ, дела по корпоративным спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся некоммерческой организацией. Аналогия закона в данном случае является обоснованной, так как в случае расформирования целевого капитала, фактически, речь идёт об управлении деятельностью некоммерческой организации – собственника целевого капитала (принятие и реализация решений органом управления НКО).
4. В комментариях к предыдущим статьям Закона о целевом капитале разъяснялось, что в договоре пожертвования или завещании целесообразно определять порядок распоряжения имуществом, составляющим целевой капитал, на случай расформирования целевого капитала.

Если этого не было сделано или если в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, соответствующее решение не принято и советом по использованию целевого капитала, то обязанность по определению порядка распоряжения имуществом, составляющим целевой капитал НКО, возлагается на высший орган управления некоммерческой организации-собственника целевого капитала.
Однако высшему органу управления НКО Законом о целевом капитале предоставлено право принятия не любого решения в отношении такого имущества, а лишь одного из предусмотренных в комментируемой части:
1
решение о передаче оставшейся части имущества, составлявшего целевой капитал, другой НКО для формирования или пополнения сформированного целевого капитала;
2
решение об использовании оставшейся части имущества, составлявшего целевой капитал, на цели, определенные договором пожертвования, завещанием или в случаях, установленных комментируемым Законом, решением совета по использованию целевого капитала, в соответствии с финансовым планом некоммерческой организации.
1
решение о передаче оставшейся части имущества, составлявшего целевой капитал, другой НКО для формирования или пополнения сформированного целевого капитала;
2
решение об использовании оставшейся части имущества, составлявшего целевой капитал, на цели, определенные договором пожертвования, завещанием или в случаях, установленных комментируемым Законом, решением совета по использованию целевого капитала, в соответствии с финансовым планом некоммерческой организации.
При этом такое решение должно быть предварительно согласовано с советом по использованию целевого капитала организации.
При принятии решения о передаче оставшейся части имущества, составлявшего целевой капитал, другой НКО для формирования или пополнения сформированного целевого капитала необходимо учитывать требования п. 4 ст. 2 комментируемого Закона, так как целевой капитал имеют право формировать не все некоммерческие организации.
Анализ комментируемой статьи позволяет прийти к выводу, что, например, договором пожертвования можно предусмотреть любой порядок распоряжения имуществом, составляющим целевой капитал, в случае его расформирования. В том числе жертвователь может требовать включения в договор условия о том, что в случае расформирования целевого капитала часть имущества, составляющая целевой капитал, оставшаяся после его расформирования, может быть возвращена жертвователю. В ч. 12 ст. 6 комментируемого Закона предусмотрено, что в договоре пожертвования может содержаться положение, обязывающее НКО вернуть пожертвование жертвователю, если целевой капитал не был сформирован надлежащим образом и в сроки, указанные в комментируемом Законе.

Таким образом, комментируемый Закон позволяет гражданам и юридическим лицам направлять НКО средства на формирование целевого капитала, а затем в случае его неформирования, расформирования или использовании пожертвований не по целевому назначению вернуть направленные средства (или их часть) обратно.
Анализ комментируемой статьи позволяет прийти к выводу, что, например, договором пожертвования можно предусмотреть любой порядок распоряжения имуществом, составляющим целевой капитал, в случае его расформирования. В том числе жертвователь может требовать включения в договор условия о том, что в случае расформирования целевого капитала часть имущества, составляющая целевой капитал, оставшаяся после его расформирования, может быть возвращена жертвователю. В ч. 12 ст. 6 комментируемого Закона предусмотрено, что в договоре пожертвования может содержаться положение, обязывающее НКО вернуть пожертвование жертвователю, если целевой капитал не был сформирован надлежащим образом и в сроки, указанные в комментируемом Законе.

Таким образом, комментируемый Закон позволяет гражданам и юридическим лицам направлять НКО средства на формирование целевого капитала, а затем в случае его неформирования, расформирования или использовании пожертвований не по целевому назначению вернуть направленные средства (или их часть) обратно.
5. Из ч. 3 комментируемой статьи следует, что целевой капитал некоммерческой организацией может быть расформирован в том числе принудительно - в судебном порядке. В этом случае суд принимает решение о распоряжении имуществом, составляющим целевой капитал.
По нашему мнению, суд имеет право принять такое решение только в том случае, если на момент принятия судом решения о расформировании целевого капитала договором пожертвования, завещанием или в случаях, установленных комментируемым Законом, решением совета по использованию целевого капитала не определен порядок распоряжения имуществом, составляющим целевой капитал, в случае его расформирования.

Таким образом, суд принимает по своему усмотрению одно из следующих решений:
1
оставшуюся часть имущества, составлявшего целевой капитал, передать другой некоммерческой организации для формирования или пополнения сформированного целевого капитала;
2
использовать часть имущества, составляющего целевой капитал, на цели, определенные договором пожертвования, завещанием, или в случае отсутствия на этот счет специальных распоряжений в договоре пожертвования или в завещании решением совета по использованию целевого капитала, в соответствии с финансовым планом некоммерческой организации (подробнее об этом см. комментарий к ч. 4 ст. 9).
1
оставшуюся часть имущества, составлявшего целевой капитал, передать другой некоммерческой организации для формирования или пополнения сформированного целевого капитала;
2
использовать часть имущества, составляющего целевой капитал, на цели, определенные договором пожертвования, завещанием, или в случае отсутствия на этот счет специальных распоряжений в договоре пожертвования или в завещании решением совета по использованию целевого капитала, в соответствии с финансовым планом некоммерческой организации (подробнее об этом см. комментарий к ч. 4 ст. 9).