Глава 2.
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПОПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА
Статья 9.
Совет по использованию целевого капитала
1. Некоммерческая организация - собственник целевого капитала обязана создать совет по использованию целевого капитала. Порядок формирования совета по использованию целевого капитала и его полномочия определяются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. В специализированной организации функции совета по использованию целевого капитала осуществляет попечительский совет, порядок формирования и деятельности которого определяется уставом специализированной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами настоящего Федерального закона, регулирующими деятельность совета по использованию целевого капитала.

3. Некоммерческая организация, сформировавшая несколько целевых капиталов, вправе создать совет по использованию каждого целевого капитала.

4. К полномочиям совета по использованию целевого капитала относятся:
1) предварительное согласование финансового плана некоммерческой организации и изменений в него;
2) определение назначения и целей использования дохода от целевого капитала, а также получателей дохода от целевого капитала, объема выплат за счет дохода от целевого капитала, периодичности и порядка их осуществления в случаях, если договором пожертвования или завещанием не определены указанные условия;
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 282-ФЗ)
3) предварительное одобрение стандартной формы договора пожертвования, заключаемого с жертвователями при публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала или на пополнение сформированного целевого капитала;
(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 134-ФЗ, от 31.07.2020 N 282-ФЗ)
4) утверждение внутреннего документа, определяющего порядок осуществления контроля за выполнением финансового плана некоммерческой организации, в том числе порядок и сроки рассмотрения поступающих жалоб, обращений и заявлений, формы и сроки представления отчетных документов;
5) подготовка предложений о полномочиях совета по использованию целевого капитала и их представление в высший орган управления некоммерческой организации для утверждения;
6) контроль за выполнением финансового плана некоммерческой организации и подготовка предложений о внесении в него изменений;
6.1) одобрение договора пожертвования, на основании которого на пополнение целевого капитала передаются ценные бумаги, недвижимое имущество, и решения о принятии наследства, в составе которого на пополнение целевого капитала передаются по завещанию ценные бумаги, недвижимое имущество;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 328-ФЗ)
7) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом некоммерческой организации полномочия.

5. Совет по использованию целевого капитала формируется из числа представителей некоммерческой организации - собственника целевого капитала, представителей получателей дохода от целевого капитала, жертвователей (их представителей), граждан и представителей юридических лиц, имеющих заслуги перед обществом, авторитет и (или) достижения в области деятельности, соответствующей целям деятельности некоммерческой организации. В состав совета по использованию целевого капитала не могут входить два и более лица, являющиеся представителями одного юридического лица или представителями разных юридических лиц, являющихся аффилированными лицами. Данное ограничение не распространяется на представителей некоммерческой организации - собственника целевого капитала. Представители некоммерческой организации - собственника целевого капитала могут составлять не более одной трети состава совета по использованию целевого капитала.

6. Жертвователь, размер пожертвования которого составляет более 10 процентов балансовой стоимости имущества, составляющего целевой капитал, на последнюю отчетную дату, вправе потребовать включить себя или своего представителя в состав совета по использованию целевого капитала. В этом случае высший орган управления некоммерческой организации обязан принять решение о включении такого жертвователя или его представителя в состав совета по использованию целевого капитала в течение одного месяца со дня получения соответствующего требования жертвователя при условии, что такое включение не противоречит части 5 настоящей статьи.

7. Некоммерческая организация - собственник целевого капитала не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам совета по использованию целевого капитала за выполнение ими возложенных на них функций.

8. Заседание совета по использованию целевого капитала правомочно, если на указанном заседании присутствует более половины членов этого совета. Решение совета по использованию целевого капитала принимается большинством голосов членов, присутствующих на данном заседании.
Комментарий к статье 9
1. В комментируемой части установлено, что некоммерческая организация - собственник целевого капитала обязана создать совет по использованию целевого капитала. Порядок формирования совета, конкретные его полномочия, численный состав и критерии отбора кандидатур для работы в совете должны быть определены уставом некоммерческой организации в соответствии с нормами, предусмотренными в комментируемой статье. Целесообразно также разработать и утвердить положение о совете по использованию целевого капитала.

Если в течение одного года со дня поступления на банковский счет первого пожертвования на формирование целевого капитала не создан совет по использованию целевого капитала, то некоммерческая организация не имеет права указанные пожертвования передать в доверительное управление (ч. 12 ст. 6 Закона). То есть если совет не создан, то целевой капитал не может быть сформирован - в процедуре формирования целевого капитала создание совета является обязательным.

Некоммерческая организация-собственник целевого капитала, не являющаяся специализированной организацией управления целевым капиталом, помимо деятельности по формированию целевого капитала, осуществляет и другие виды уставной деятельности, поэтому совет по использованию целевого капитала является лишь одним из органов управления в некоммерческой организации, не относящимся к числу высших органов управления. То есть совет по использованию целевого капитала является дополнительным органом управления НКО, формирующей целевой капитал.

Решение о создании совета, о его численности и конкретных членах принимает высший орган управления соответствующей некоммерческой организации на основании его полномочий, предусмотренных в уставе организации.

Какой-либо срок для создания совета комментируемой статьей не предусмотрен. В то же время, учитывая вышеназванное положение ч. 12 ст. 6 Закона, совет должен быть создан в течение одного года со дня поступления на банковский счет первого пожертвования на формирование целевого капитала.

Комментируемой статьей совет по использованию целевого капитала в части формирования, управления и контроля за использованием целевого капитала наделяется значительными полномочиями.
Образцы положений для совета по использованию целевого капитала и попечительского совета размещены на сайте Ассоциации:
https://lawcs.ru/materialy-dlya-nko/tselevoy-kapital/ts_c_03.pdf;
https://lawcs.ru/materialy-dlya-nko/tselevoy-kapital/ts_c_04.pdf
2. В ч. 2 комментируемой статьи установлено, что в специализированной организации управления целевым капиталом функции совета по использованию целевого капитала должен выполнять попечительский совет. Поскольку единственной целью создания специализированной организации является формирование целевого капитала, его пополнение, распределение дохода от целевого капитала, то попечительский совет является одновременно и надзорным органом управления такой организации (п. 4 ст. 123.19 ГК РФ).

Порядок формирования попечительского совета и его полномочия должны быть определены уставом специализированной организации в соответствии с нормами Закона о целевом капитале, регулирующими деятельность совета по использованию целевого капитала. Специализированной организации также целесообразно разработать и утвердить положение о попечительском совете.

В отношении специализированной организации комментируемой статьей также не установлен срок для создания совета. Вместе с тем, с тем, учитывая, что в данной организации функции совета по использованию целевого капитала выполняет попечительский совет, данный орган должен быть создан (образован) на момент учреждения специализированной организации, что следует из п. 3 ст. 50.1. ГК РФ и п. 5 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях.

Решение о создании совета, его численности и конкретных членах принимает высший орган управления соответствующей некоммерческой организации.

Решение о создании совета, его численности и конкретных членах принимает высший орган управления соответствующей некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация – собственник целевого капитала в соответствии с Законом о целевом капитале вправе формировать несколько целевых капиталов (ч. 4 ст. 6 Закона). Каждый из целевых капиталов может создаваться для разных целей его использования и доход от таких целевых капиталов может перечисляться разным получателям. В комментируемой части установлено, что для каждого целевого капитала некоммерческая организация вправе создавать свой совет по использованию целевого капитала. Создание совета для каждого целевого капитала является правом, а не обязанностью некоммерческой организации. При формировании нескольких целевых капиталов некоммерческая организация может создать один совет по использованию целевого капитала.
4. В комментируемой части определены полномочия совета по использованию целевого капитала. В части предусмотрено, что совет по использованию целевого капитала создается в целях обеспечения прозрачности использования средств целевого капитала, а также в целях повышения эффективности сбора и расходования средств целевого капитала. Установленный в комментируемой части перечень полномочий совета, которые направлены на выполнение указанных выше целей, можно поделить на две группы.

Первая группа полномочий совета по использованию целевого капитала - обязанности, непосредственно связанные с порядком использования дохода от целевого капитала.
Если жертвователем при формировании целевого капитала определен получатель дохода и установлено конкретное направление расходования дохода получателем дохода, то совет по использованию целевого капитала в таком случае фактически должен выполнять только контролирующие функции.

Если при формировании целевого капитала жертвователем определены цели расходования доходов от целевого капитала (например, на поддержку определенных проектов в области культуры), а получатели средств жертвователями прямо не определены, то получателей дохода от целевого капитала должен будет определять совет по использованию целевого капитала.
В комментируемой статье установлено, что к функциям совета по использованию целевого капитала относится определение получателей дохода от целевого капитала в случаях, если это не определено договором пожертвования или завещанием.
Таким образом, в отношении такого сформированного целевого капитала функцию по распределению дохода от целевого капитала между получателями, должен будет осуществлять совет по использованию целевого капитала, при этом получателей совет должен будет определить самостоятельно.
То есть, если договор пожертвования не содержит указания на эти условия, то совет по использованию целевого капитала определяет: назначение и цели использования дохода от целевого капитала; получателей дохода от целевого капитала; объем выплат за счет дохода от целевого капитала; периодичность и порядок осуществления выплат в случаях, если договором пожертвования или завещанием не определены указанные условия.

С использованием дохода от целевого капитала связана обязанность совета о предварительном одобрении стандартной формы договора пожертвования, заключаемого с жертвователями при публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала или на пополнение сформированного целевого капитала, так как в договоре, кроме самого предмета договора, указывается ряд других условий. В частности, в договоре определяются те условия, ответственность за которые находится в компетенции совета, в их числе: цели, для достижения которых будет использоваться доход от целевого капитала; порядок распоряжения целевым капиталом при его расформировании в случаях, предусмотренных законом.
Вторая группа полномочий совета по использованию целевого капитала - контроль за финансовой деятельностью некоммерческой организации-собственника целевого капитала.
Так, совет по использованию целевого капитала имеет право на предварительное согласование финансового плана некоммерческой организации и вносимых в него изменений.
Образцы финансовых планов размещены на сайте Ассоциации: https://lawcs.ru/materialy-dlya-nko/tselevoy-kapital/
В полномочия совета по использованию целевого капитала входит утверждение документа о порядке осуществления контроля за выполнением финансового плана некоммерческой организации. В положении об определении порядка осуществления контроля за выполнением финансового плана НКО должны быть определены: порядок контроля за выполнением финансового плана НКО; сроки рассмотрения поступающих жалоб, обращений и заявлений; формы и сроки представления отчетных документов.

Совет по использованию целевого капитала вправе контролировать выполнение финансового плана НКО и подготавливать предложения по внесению в него изменений.

К полномочиям совета отнесено также предварительное одобрение договора пожертвования, на основании которого на пополнение целевого капитала передаются ценные бумаги, недвижимое имущество, и решения о принятии наследства, в составе которого на пополнение целевого капитала передаются по завещанию ценные бумаги, недвижимое имущество.

Кроме полномочий, перечисленных в рассматриваемой части, устав некоммерческой организации, положение о совете по использованию целевого капитала некоммерческой организации могут содержать дополнительные полномочия совета по использованию целевого капитала в соответствии с требованиями комментируемого Закона, а также законодательства, регулирующего деятельность некоммерческой организации. Поэтому совет по использованию целевого капитала при необходимости может подготовить предложения о наделении его дополнительными полномочиями и представить их для утверждения в высший орган управления НКО. Однако совету не могут быть переданы полномочия, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления НКО.
5. В ч. 5 комментируемой статьи определены лица, из которых может быть сформирован совет по использованию целевого капитала. Установлено, что совет может быть сформирован из: представителей некоммерческой организации - собственника целевого капитала; представителей получателей дохода от целевого капитала; жертвователей или их представителей; граждан и представителей юридических лиц, имеющих заслуги перед обществом, авторитет и (или) достижения в области деятельности, соответствующей целям деятельности некоммерческой организации.
Более конкретные требования к членам совета, не противоречащие требованиям, определенным комментируемой частью, которые позволят совету выполнять свои полномочия, должен определить высший орган управления соответствующей некоммерческой организации, формирующей целевой капитал.
В совете может иметь своих представителей некоммерческая организация-собственник целевого капитал, при этом их количество не может составлять более 1/3 состава совета по использованию целевого капитала. На наш взгляд, член высшего органа управления некоммерческой организации не во всех случаях может рассматриваться в качестве представителя некоммерческой организации-собственника целевого капитала. Например, если некоммерческая организация планирует включить в состав совета по использованию целевого капитала члена высшего органа управления и в протоколе о формировании состава совета не уполномочивает члена высшего органа управления быть представителем некоммерческой организации -собственника целевого капитала, то в таких случаях требование к составу совета по использованию целевого капитала о соблюдении 1/3 на представителей некоммерческой организации – собственников целевого капитала не распространяется.

Кроме того, в совет могут входить представители получателей дохода от целевого капитала, но каждая организация-получатель целевого капитала может иметь в совете только одного своего представителя. Данное требование распространяется и на жертвователей, являющихся юридическими лицами, и на представителей других юридических лиц.

По Закону о целевом капитале в состав совета по использованию целевого капитала не могут входить два и более лица, являющиеся представителями одного юридического лица или представителями разных юридических лиц, относящихся к аффилированным.
Статья 53.2 ГК РФ определяет аффилированность как отношения связанности лиц между собой. В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Аффилированными лицами юридического лица являются:
  • член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
  • лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
  • юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
  • если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;
  • аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
  • юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
В совет по использованию целевого капитала могут входить представители как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. Однако Закон исключает включение в состав совета представителей разных юридических лиц, являющихся аффилированными (взаимозависимыми) лицами.

Ограничения по аффилированности, а также запрет на вхождение в совет двух и более лиц, являющихся представителями одного юридического лица, не распространяются на представителей некоммерческой организации - собственника целевого капитала. Однако численность представителей не может составлять более одной трети состава совета по использованию целевого капитала. Данный запрет направлен на обеспечение представительства других участников в составе совета и связан с порядком голосования на заседании - результат голосования определяется большинством голосов членов, присутствующих на данном заседании (ч. 8 комментируемой статьи).

В целях изменения соотношения интересов заинтересованных лиц в уставе целесообразно определить порядок изменения состава совета по использованию целевого капитала. Это может быть: регулярная ротация; установление возможности исключения из числа членов совета по различным основаниям; установление права войти в состав совета по использованию целевого капитала.
6. Закон о целевом капитале в дополнение к правам жертвователей, перечисленных в ст. 5 комментируемого Закона, наделяет жертвователя, размер пожертвования которого составляет более 10% балансовой стоимости имущества, составляющего целевой капитал, на последнюю отчетную дату, правом потребовать включить себя или своего представителя в состав совета по использованию целевого капитала. Балансовая стоимость – это полная первоначальная стоимость имущества, составляющего целевой капитал, принимаемая в расчет в момент его постановки на бухгалтерский учет.
Существует мнение, что на реализацию этого права жертвователя могут повлиять только ограничения, которые установлены в ст. 5 Закона о целевом капитале - это запрет на вхождение в совет по использованию целевого капитала двух и более лиц, являющихся представителями одного юридического лица, или представителями разных юридических лиц, являющихся аффилированными лицами. При отсутствии указанных ограничений высший орган управления некоммерческой организации обязан принять решение о включении такого жертвователя или его представителя в состав совета по использованию целевого капитала в течение одного месяца со дня получения соответствующего требования жертвователя. На наш взгляд, указанное мнение не вполне обосновано, если стороной договора пожертвования выступает жертвователь-физическое лицо.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Можно ли исключить из состава Совета по использованию целевого капитала/Попечительского совета жертвователя, если в результате пополнения целевого капитала размер его пожертвования стал меньше 10% балансовой стоимости имущества, составляющего целевой капитал?
В Законе прямо этот вопрос не урегулирован, однако, из его содержания следует, что право на включение в состав Совета по использованию целевого капитала/Попечительского совета жертвователь имеет только когда размер его пожертвования составляет более 10% балансовой стоимости «тела» целевого капитала на последнюю отчетную дату. В случае, если после пополнения целевого капитала пожертвование такого лица будет составлять менее 10%, оно утрачивает это право. При наступлении этого обстоятельства такой жертвователь, с соблюдением установленных уставом НКО – собственника целевого капитала процедур, может быть исключен из состава Совета по использованию целевого капитала/Попечительского совета.


7. В ч.7 комментируемой статьи установлено, что некоммерческая организация - собственник целевого капитала не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам совета по использованию целевого капитала за выполнение возложенных на них функций.

Деятельность членов совета по использованию целевого капитала является безвозмездной и осуществляется на общественных началах. Это соответствует специфике данного органа и функциям, которые на него возлагаются Законом о целевом капитале. Кроме того, нормы Закона о целевом капитале максимально ограничивают виды расходов, которые связаны с деятельностью по формированию целевого капитала. Исключения из общего правила установлены для специализированных организаций управления целевым капиталом ч. 3 ст. 3 Закона, однако возможность компенсировать членам совета расходы, связанные с их участием в совете по использованию целевого капитала, в перечень поименованных в указанном пункте расходов не включена.
8. В комментируемой части установлены критерии правомочности заседаний совета по использованию целевого капитала. Заседания совета являются коллективной формой работы совета. Кроме того, в части статьи установлено, что заседание совета по использованию целевого капитала правомочно, если на нем присутствует более половины членов этого совета. Следовательно, совет имеет право провести заседание только в случае, если на нем будет присутствовать более 50% его членов.

Решения совета принимаются большинством голосов присутствующих на таком заседании членов и оформляются протоколом. Периодичность проведения заседаний совета и основания для их проведения могут быть предусмотрены как уставом некоммерческой организации, так и положением о совете. В соответствии с уставом НКО заседания совета по использованию целевого капитала могут проводиться по инициативе руководителя НКО, членов данного совета и членов высшего органа управления НКО, для повышения прозрачности использования средств целевого капитала, эффективности сбора и расходования средств целевого капитала рекомендуется проводить заседания не реже одного раза в полгода.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Может ли член высшего органа управления специализированного фонда являться одновременно членом его Попечительского совета?
На основании п. 4 ст. 123.19 Гражданского кодекса РФ члены высшего коллегиального органа фонда (Правление, Совет, Президиум) не могут входить в состав Попечительского совета. Это связано с надзорной компетенцией Попечительского совета, так как он осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Это подтверждается и практикой Минюста России, который отказывает в регистрации специализированных фондов в случае частичного пересечения составов высшего коллегиального органа и Попечительского совета.