Глава 2.
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПОПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА
Статья 8.
Высший орган управления некоммерческой организации - собственника целевого капитала
1. Высший орган управления некоммерческой организации - собственника целевого капитала формируется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. К полномочиям высшего органа управления некоммерческой организации - собственника целевого капитала наряду с установленными иными федеральными законами полномочиями относятся также:
1) принятие решения о формировании целевого капитала, сроке, на который формируется целевой капитал (в случае, если срок не определен договором пожертвования или завещанием), и расформировании целевого капитала;
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 282-ФЗ)
2) определение целей, для достижения которых некоммерческая организация вправе сформировать целевой капитал;
3) утверждение годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности о формировании и пополнении целевого капитала, об использовании, о распределении дохода от целевого капитала;
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 328-ФЗ, от 31.07.2020 N 282-ФЗ)
4) утверждение финансового плана использования, распределения дохода от целевого капитала (далее - финансовый план некоммерческой организации) и внесение изменений в такой финансовый план;
5) определение управляющей компании и аудиторской организации;
6) принятие решения о публичном сборе денежных средств и утверждение стандартной формы договора пожертвования, заключаемого с жертвователями при публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала или на пополнение сформированного целевого капитала;
(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 134-ФЗ, от 31.07.2020 N 282-ФЗ)
7) утверждение численного и персонального состава совета по использованию целевого капитала;
8) иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Комментарий к статье 8

Если срок, на который формируется целевой капитал, не определен договором пожертвования или завещанием, решение о сроке принимается высшим органом управления НКО.

Если срок, на который формируется целевой капитал, не определен договором пожертвования или завещанием, решение о сроке принимается высшим органом управления НКО.

1. Порядок формирования высшего органа управления некоммерческих организаций, в том числе некоммерческих организаций, которым Законом о целевом капитале предоставлено право формирования целевого капитала, установлен нормами ГК РФ и ст. 29 Закона о некоммерческих организациях. В зависимости от организационно-правовой формы, в которой создана некоммерческая организация – собственник целевого капитала, её высшим органом управления может быть: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов или конференция (съезд) для общественной организации; определяемый уставом высший орган управления для фондов и религиозных организаций.

Основной функцией высшего органа управления некоммерческой организацией является обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей ради которой она создана. Назначение или избрание таких органов осуществляется по правилам, установленным законом или уставом.

Решения высшего органа управления некоммерческой организации, в том числе некоммерческой организации-собственника целевого капитала, оформляются протоколами заседаний высшего органа с соблюдением требований, установленных уставом организации и положений главы 9.1. ГК РФ.
2. Ч. 2 комментируемой статьи Закона о целевом капитале наделяет высшие органы управления некоммерческой организации-собственника целевого капитала дополнительными полномочиями. Эти полномочия являются именно дополнительными, так как не отменяют и не изменяют полномочия, установленные нормами ГК РФ, соответствующими федеральными законами и уставами этих некоммерческих организаций.
Следовательно, при принятии решения о формировании целевого капитала некоммерческая организация должна внести в устав не только дополнение об осуществлении нового вида деятельности, но и предусмотреть новые полномочия высшего органа управления организации. Перечисленные в комментируемом пункте полномочия некоммерческая организация обязана включить в раздел устава о полномочиях высших органов управления.
Так как перечень дополнительных полномочий, определенный в рассматриваемой части комментируемой статьи Закона, исчерпывающим не является, некоммерческая организация может его дополнить иными полномочиями, связанными с формированием (пополнением) целевого капитала.
В ч. 2 комментируемой статьи определено, что высший орган управления некоммерческой организации-собственника целевого капитала решает вопросы о формировании целевого капитала, сроке, на который формируется целевой капитал (в случае, если срок не определен договором пожертвования или завещанием), и расформировании целевого капитала, получения дохода от целевого капитала и передачи его получателям. Высший орган управления также определяет цели формирования целевого капитала и управляющую компанию, с которой заключается договор доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, принимает решение о публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала или на пополнение сформированного целевого капитала, утверждает стандартную форму договора пожертвования, заключаемого с жертвователями при публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала или на пополнение сформированного целевого капитала.
Кроме того, высший орган управления утверждает годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность о формировании и пополнении целевого капитала, об использовании целевого капитала, о распределении дохода от целевого капитала и финансовый план использования, распределения дохода от целевого капитала (и внесение в него изменений), определяет численный и персональный состав совета по использованию целевого капитала, а также организацию, привлекаемую для проведения аудита.
Комментируемая статья прямо не устанавливает, какое количество членов высшего органа управления должно проголосовать за вышеуказанные вопросы для того, чтобы решение по ним считалось принятым: достаточно ли простого или необходимо квалифицированное большинство голосов. Как следует из абз. 2 п. 4 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях, необходимое количество голосов для принятия высшим органом решения зависит от того, отнесен ли данный вопрос федеральным законом или уставом к исключительной компетенции данного органа. Комментируемая статья напрямую не указывает, относятся ли перечисленные в ч. 2 вопросы к исключительной компетенции высшего органа управления, в то же время, из её смысла следует, что данные вопросы могут быть решены только высшим органом управления и не должны передаваться для рассмотрения в иные органы некоммерческой организации - собственника целевого капитала. К тому же, некоторые из указанных вопросов по своей правовой природе являются схожими с вопросами, отнесенными ГК РФ (п. 2 ст. 65.3) и Закону о некоммерческих организациях (п. 3 ст. 29) к исключительной компетенции высших органов управления НКО (например, вопросы об определении аудиторской организации и о формировании органа НКО – совета по использованию целевого капитала).
Таким образом, вопросы, указанные в ч. 2 комментируемой статьи, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации – собственника целевого капитала и решения по ним должны приниматься единогласно или квалифицированным большинством голосов от числа членов данного органа, присутствующих на его заседании. Конкретное число квалифицированного количества голосов, необходимых для принятия решений по вопросам исключительной компетенции, должно быть предусмотрено уставом организации.

Решения по вопросам, указанным в ч. 2 комментируемой статьи могут быть приняты как путем проведения собрания или заседания (совместного присутствия), так и путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, указанным в пп. 3), 5) (в части определения аудиторской организации), 7) п. 2 комментируемой статьи, так как иное будет противоречить абз. 2 п. 4.1. ст. 29 Закона о некоммерческих организациях. Заочное голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Высший орган управления утверждает годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность и финансовый план использования, распределения дохода от целевого капитала.

Высший орган управления утверждает годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность и финансовый план использования, распределения дохода от целевого капитала.

Порядок проведения заочного голосования должен быть определен уставом некоммерческой организации – собственника целевого капитала с учетом требований абз. 3. п. 4.1. ст. 29 Закон о некоммерческих организациях.

В высший орган управления целесообразно включать лиц, способных эффективно решать вопросы формирования целевого капитала, передачи его в доверительное управление и распределения дохода от целевого капитала.

Например, в состав высшего органа управления специализированной организации, созданной для поддержки учреждения образования, целесообразно включить представителей учреждения образования, являющегося получателем дохода от целевого капитала, а для обеспечения прозрачности работы также и представителей общественности.

Соотношение представителей тех или иных лиц в высшем органе управления в Законе не установлено, поэтому должно определяться при создании некоммерческой организации с учетом особенностей ее организационно-правовой формы. Важно также определить численный состав высшего органа управления, если это позволяет законодательство, способы его избрания, назначения и включения в состав новых членов высшего органа управления.
Также в этой связи необходимо учесть особенности корпоративного управления некоммерческой организации – собственника целевого каптала, созданной в организационно-правовой форме общественной организации, так как её члены автоматически формируют её высший орган управления (п. 1 ст. 65.1. ГК РФ), а также вправе оспаривать решения данного органа в суде (п. 1 ст. 65.1. ГК РФ). Учитывая изложенное, следует наиболее внимательно отнестись к вопросу принятия членов и исключения из состава членов такой организации, а также целесообразно прямо или косвенно связать приобретение и утрату членства в общественной организации, являющейся собственником целевого каптала, с вопросами формирования и использования целевого капитала. Например, предусмотреть возможность исключения из состава членов такой организации тех, кто не принимает участия в принятии решений по вопросам, связанным с формированием и использованием целевого капитала.

Необходимо учитывать, что любая некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам своего высшего органа управления за выполнение возложенных на них функций, исключением является компенсация расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Может ли учредитель НКО – собственника ЦК осуществлять управление такой организацией и иметь контроль над её деятельностью?
Учредитель НКО – собственника целевого капитала может сам по себе (не будучи членом органов управления) участвовать в управлении организацией, но объем его полномочий ограничен. Всё зависит от того, в какой организационно-правовой форме создана НКО – собственник целевого капитала.

Так, например, учредитель автономной некоммерческой организации (далее – АНО) имеет право назначать руководителя организации (п. 3 ст. 123.25 ГК РФ), формировать коллегиальный исполнительный орган (п. 2 ст. 123.25 ГК РФ), принимать решение о реорганизации АНО в форме преобразования в фонд (п. 7 ст. 123.24. ГК РФ).

К полномочиям учредителя фонда (в том числе, специализированного фонда) может быть отнесено принятие решения об изменении устава фонда (п. 1. ст. 123.19 ГК РФ), если этот вопрос не отнесен к исключительной компетенции высшего коллегиального органа управления фонда.

Учредитель фонда вправе, наряду с другими заинтересованными лицами, обращаться в суд с требованием о ликвидации фонда (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ).